Несмотря на всеобщее помешательство, не все немцы готовы были терпеть ту дичь, которую вытворяло нацистское руководство. Человеком можно оставаться в любых условиях, даже если угрожают твоей жизни.
Таким оказался и 28-летний руководитель немецкого цирка Адольф Альтхофф. Он вместе со своей труппой ездил с гастролями всей Европе во время Второй мировой войны. Летом 1941 года компания остановилась недалеко от города Дармштадт.
И там произошла история, из-за которой жизнь команды цирка круто поменялась. Они часто рисковали на арене цирка, но сейчас им пришлось сделать куда более рискованный выбор.
Адольф был одним из потомков 300-летней цирковой династии. Семья Альтхофф владела своим знаменитым цирком с 17 века.
С детства занимался цирковым ремеслом, дрессировал лошадей и слонов. Однако простым цирковым артистом ему оставаться не хотелось. Уже в 17 лет он стал директором по рекламе для цирковых мероприятий. А в 20 лет вместе с сестрой создал свой собственный цирк и они стали гастролировать самостоятельно. Это был большой цирк, в команде которого было 90 человек. А фирменный номер цирка - верховая езда на тиграх.
Идеи, транслируемые своим тезкой, Адольфу были не близки. Он хотел заниматься любимым делом - даже в это тяжелое время нести людям позитивные эмоции. Но жизнь представила ему возможность совершить и более значимый поступок.
«Мы, циркачи, не видим разницы между расами и религиями». Адольф Альтхофф
В Дармштадт на его представление пришла молодая еврейка из семьи циркачей - Ирэн Даннер. Ее мать была еврейка, а отец - немец, которого вопреки его убеждениям отправили на фронт.
В 1938 году Ирэн выгнали из школы по расовым признакам. А до этого она много терпела оскорблений от одноклассников.
Местная администрация была в курсе национальности Ирэн и ее семьи. В этой ситуации дни их были сочтены - приход гестаповцев был вопросом времени. Причем недолгого.
После выступления Ирэн подошла к Адольфу. Надеясь на корпоративную солидарность, обратилась к нему за помощью. И он не подвел.
Адольф взял тайно на работу Ирэн, ее маму и сестру. Им выдали фальшивые документы.
«Он хорошо знал, в чем опасность, если принять еврейскую семью, а также накормить и защитить ее… Адольф обеспечил нам практически безмятежную - если так можно сказать про те времена - жизнь». Ирэн Даннер
Риски были огромные. Цирк был под контролем Министерства культуры Германии. Бывали проверки, они интересовались всеми артистами.
Адольф обсудил ситуацию с женой и командой цирка, объявив о своем решении. И супруга и коллеги, несмотря на страшные риски, поддержали своего лидера. Все сговорились скрывать и помогать еврейской семье.
«В цирке можно многое сделать и сохранить это в секрете. Я не мог просто позволить им попасть в руки убийц. Это сделало бы убийцей меня». Адольф Альтхофф
Ирэн стала выступать, как акробатка. И полюбила клоуна из Бельгии Питера Бенто. Пара хотела пожениться, но Адольф строго настрого им запретил. Брак по фальшивым документам был необоснованным риском. Пока цирк гастролировал, а Ирэн была в бегах, у них родилось двое детей. Коллеги помогали девушке и платили ей зарплату от цирка.
Первые роды были трудными, пришлось делать кесарево сечение. Позвали врача, которые оказался антисемитом. Он быстро понял, что перед ним еврейка. Властям не сдал, но и операцию проводил без анестезии, заявив, что это - только для немецких солдат.
Второй раз уже никого не звали - слишком рискованно. Трудную операцию выполнила жена Адольфа - Мария, у которой был опыт, как ветеринара. Это в наши дни кесарево - безопасная операция. В то время погибало до 15% рожениц. Все прошло успешно!
В 1942 году все евреи из Дармштадта были депортированы и их судьба была печальна. Бабушку Ирэн отправили в Освенцим и больше ее не видели. Семейный дом был конфискован. Тяжелая участь постигла бы и еврейскую семью циркачей, если бы они не исчезли таинственным образом.
В этот момент с фронта приехал отец Ирэн. Ему приказали найти свою жену-еврейку и развестись. Но он также под вымышленным именем устроился в цирк. Свое начальство и нацистов он ненавидел, поэтому решил присоединиться к семье.
Опасности возникали во время гастролей. Каждый раз, при приезде в новый город, гестапо проводило проверки цирка. Проблема была в том, что проверки были неожиданными. Но у Адольфа были связи в Минкульте и, через своих знакомых, ему обычно удавалось узнать заранее о грядущей проверке.
И все-таки дважды были очень опасные ситуации, когда семью могли разоблачить. Адольф сумел отвлечь внимание гестаповцев дорогой хорошей выпивкой, припасенной как раз на такой случай.
Хваленый немецкий орднунг унд арбайтен с треском проиграл элитному французскому коньяку. Хоть где-то французам удалось взять вверх над немцами в этой войне!
Пока подозрения гестаповцев не успевали развиться, семью Даннер прятали. Отвечал за это акробат из Марокко Мохаммед Сахрауи.
После войны Адольф еще много лет руководил своим цирком. Ушел на пенсию лишь после 70, когда во время сложного номера его серьезно укусил тигр.
У Ирэн и бельгийского клоуна Питера родилось еще трое (!) детей. В итоге, все пятеро пошли по стопам родителей и сделали карьеру в цирке.
Адольф прожил долгую жизнь. И вполне достойно - ему точно было, что вспомнить! Ушел из жизни в 1998 году в возрасте 85 лет.