–Брат Никодим велел приехать через три дня, может, художник к тому времени вернётся, и мы узнаем что-то важное. А пока, Ксюша, расскажи нам, что в дневнике Елены показалось тебе странным.
-Ох, мне бы не запутаться, - вздохнула Ксюша. – Я ради этого момента всё заново перечитывала. В первый раз как будто что-то кольнуло, но я увлеклась и стала продолжать читать. А потом специально ещё несколько раз перечитала. И вот что у меня получается: матушка Елены в день смерти мужа обвинила себя в порче портрета Елены-старой, да ещё и испугалась, что навредила этим мужу. Как-то так.
-А ты ничего не путаешь? – удивился Гробокопатель. – Портрет был испорчен Натальей, сестрой Лозовихи.
-Это не доказано, - упёрлась Ксюша. - Обвинили во всём женщину, которую приютила экономка, но никто не видел, как она это делала. И нет гарантии, что это была Наталья.
-Зачем тогда она появлялась и почему исчезла так неожиданно?
-Может, просто странная. Может, что-то мелкое украла и сбежала. А может, её задачей было коня со двора свести. Там же ещё конь был, - напомнила девушка. – Я сейчас найду это место, у меня на него закладка стоит. Вот здесь: «Марфуша успокоила меня немного. Я ведь, как портрет увидела, испугалась, что батюшку вашего с Алёшенькой жизни лишила. Но Марфа сказала, что он своею смертию умер, от сердечной болезни. Ты веришь Марфе, Елена?» Неужели никто, кроме меня, не заметил?
-Если честно – я был не очень строг к формулировкам, - признался Гробокопатель. – Дневник ведь был зашифрован Еленой. Возможно, дешифровщики кое-что не совсем точно передали. В общем, для меня там другие загадки на передний план вылезли, а это место я проглядел.
-И никого не заинтересовало, почему портрет больше всех был дорог Елене, и прямая связь была между портретом и девушкой, а матушка испугалась за мужа?
По лицам своих собеседников Ксюша поняла, что никого, кроме неё, это и впрямь не взволновало.
-Мне из дневника вообще показалось, что Елена была у матушки нелюбимым ребёнком, - заметила Ольга. – Ну, не то, чтобы матушка её совсем не любила, но муж и сыновья были ей дороже Елены.
-У меня такое же впечатление,- сказала Ксюша. –В любом случае, её поведение здесь мне кажется подозрительным. А ещё я думаю, что они все ошиблись. Натальи там не было.
-Откуда такая уверенность? – спросил Максим.
-Версии есть? – спросила Ксюша.
-Есть, - ответил Фёдор. – То есть я тоже это место в своё время пропустил, а теперь задумался. Скажи, Ксюша, а ты этим моментом сразу заинтересовалась, или что-то после подтолкнуло?
И ничего-то от него не ускользает! Прав был Гробокопатель – нельзя в это дело влезать без Фёдора – так подумала Ксения, а вслух произнесла:
-В первый раз, когда мы с Ваней только узнали про Елену и её дневник, нам его Макс дал на время. То есть не сам дневник, конечно, а перевод. Я его вслух читала, потому что Иван тогда сам не мог. Так что я для себя это место отметила, а задерживаться на нём не стала. К тому же, когда читаешь что-то в первый раз, некоторые детали не то чтобы ускользают – просто ждёшь, что потом всё объяснится. И забыла о нём.
-А в чём дело? Где тут собака зарыта? – не утерпел Максим.
Фотий, сидевший всё это время пс открытым ртом и только переводивший взгляд с одного говорящего на другого, вдруг сказал:
-Да не собака, а кошка.
Ксюша показала ему большой палец.
-Агнесса, - сказал Фёдор. – Ты о ней думала, да?
-Ага, - ответила Ксюша. – Теперь понятно?
-Пока Наталья была в этом мире, Агнесса всё время старалась быть поближе к ней, - сказал Фёдор. – И Наталью берегла, и старалась до злых дел её не допустить.
-Ну и что? – не унимался Гробокопатель. - Допустим, у Агнессы на этот раз не вышло остановить Наталью.
-А ещё доктор наук, - насмешливо сказал Фёдор. – Тебе нужна дополнительная память, как в ноутбуке. Что там после этого произошло?
-Невозможно всё запомнить, - миролюбиво отозвался Макс. – Могу почитать.
-Не надо читать, давай, я тебе объясню, - предложил Фотька. – Дальше Аннушка приехала. После пожара. И сказала, что спасла их серая кошка. Агнесса.
-Значит, Агнесса в это время была в Москве, - закончила Ксюша. – И Наталья тоже.
-Про Наталью – могу принять, как вариант. Но не факт. Нигде же не сказано, что они никогда не разлучались.
-Лично я думаю, что Ксюха права, - сказал Иван. – Вряд ли Агнесса случайно узнала о пожаре и отправилась спасать Аннушку с детьми. Скорее всего, она была там, в доме. Но почему – мне не ясно.
-Может быть, она там пряталась от Лозовихи? – предположил Фотий. – Она не любила ей помогать. Её всё время заставляли.
-Ну, хорошо, допустим, Наталья с Агнессой были в это время в Москве. Предположим, Наталья, жившая там много лет в компаньонках, чувствовала себя там спокойно и действительно спасалась от сестры. Кого тогда впустила в дом родителей Елены экономка?
-А вдруг это сама Лозовиха была? – шёпотом спросил Фотий. – А она много чего умела! Могла и заставить матушку действительно испортить портрет.
-Ну, хорошо, хорошо, - согласился Гробокопатель. – Допустим, так всё и было, и теперь мы молодцы. Но к чему ведут нас эти детали? В чём практическая ценность?
-Так до сих пор и неизвестно, куда на самом деле пропал портрет Елены, - напомнила Ксюша. – Больно много вокруг него событий закручено. Мы имеем: исчезнувший портрет, художника Илью, который был учеником Алессио Манчини и заметил их с Фотием семейное сходство, и таинственные подземелья, где тот же художник что-то спрятал. По версии брата Никодима, это были его картины. А что, если не только его?
-Мы обязательно до них доберёмся, - твёрдо сказал Фёдор. – Даже если художник куда-то пропал, брат Никодим нам поможет найти это место.
-Или не поможет, - возразил Фотий.
-Почему?
-Он слово дал никому не рассказывать. Мы ведь не можем просить его нарушить слово!
Нет, мы не будем, конечно, - пообещал Фёдор. – Илья вернётся и сам всё объяснит. Он же не зря к нам подошёл, верно?
-Папа, - спросил Фотий, - а тебе не показалось, что художник чего-то боится?
-Немного, - признался Фёдор.
-Я тогда сильно устал, - сказал мальчик. – Но мне так кажется, что сперва художник обрадовался. И только потом испугался.
-Что же его испугало? – спросил Гробокопатель.
-Не «что», а «кто» - поправил Фотька. – Он заметил кого-то среди нас.
-Кого?
-Я пока не могу сказать, - честно признался ребёнок. – Я не хочу обидеть этого человека. К тому же, я не совсем уверен, что прав. Но я немного волнуюсь за дяденьку художника.
Как хорошо, что есть Фотька, подумалось Фёдору. Рядом с ним самому хочется стать лучше, добрее, честнее. Он действительно искренне переживает за художника Илью. И даже не догадывается, что тот так же волновался именно за него, мальчика Фотия.
Начало рассказа «Слепой» здесь.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение здесь.
Жду ваших комментариев, критики и предположений)))