До 70-х годов XIX века о Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи, 1445–1510) говорили как о второстепенном мастере и упоминали вскользь. Легенда связывает его с Джироламо Савонаролой (1452–1498) — проповедником и политиком, захватившим власть и умы во Флоренции в 90-х годах XV века, — будто Боттичелли из-за его пламенных проповедей жег свои картины. Современные исследователи не слишком в это верят, зато признают талант художника.\
История Сандро Боттичелли не похожа на жизнеописания титанов Возрождения: он не был малолетним гением, как Леонардо или Тициан. По рассказу Джорджо Вазари, Боттичелли (это прозвище, переводится как «бочонок») был ленивым шалопаем, которого отец уже совсем взрослым, девятнадцатилетним, привел в мастерскую пожилого фра Филиппо Липпи. Молодого Сандро не интересовало ни чтение, ни математика, только рисование — он был этаким «недорослем». В 1464 году мастер Липпи взял его в ученики, и через несколько лет, поработав еще в мастерской Андреа Вероккио (где Боттичелли пересекался с Леонардо да Винчи), Сандро открыл свою мастерскую.
Но уже в 1481 году папа римский Сикст IV пригласил Боттичелли вместе с другими художниками расписывать стены папской капеллы в Ватикане — той самой, потолок которой позднее расписал Микеланджело. Гонорар за работы Боттичелли спустил там же, в Риме, о чем пишет Вазари. Деньги художник «промотал и растратил, ибо по своему обыкновению вел жизнь беспечную».
Сегодня все знают Боттичелли по «Рождению Венеры». Он написал эту картину, вернувшись из Рима, по заказу своего покровителя Лоренцо ди Пьерфраеческо Медичи. Про «Рождение» важно знать, что, скорее всего, здесь изображено не рождение богини, а ее прибытие на Кипр. Такой вывод напрашивается, если понимать изначальную композицию работы. Искусствовед Александр Степанов в книге «Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века» отмечает, что «Венеру» некогда урезали на полметра по вертикали и на четверть по горизонтали. Если надставить утраченные фрагменты, станет заметно, что художник показывал движение богини слева направо. Картина висела над камином на вилле Кастелло (принадлежавшей Лоренцо ди Пьерфраеческо Медичи) и по смыслу напоминала шпалеру, то есть была фоновым декоративным, а не самодостаточным произведением.
Когда в 90-е годы XV века к власти во Флоренции пришел Савонарола, художник, вероятно, остался близок опальным Медичи — современные исследователи считают, что Боттичелли не был последователем проповедника.
К работам Боттичелли относились по-разному: с восторгом, сомнением, скепсисом. Да Винчи, наблюдавший Боттичелли в мастерской Вероккио, отзывался о методах коллеги, как о чем-то нелепом: «Как говорил наш Боттичелли <…> достаточно бросить губку, наполненную различными красками, в стену, и она оставит на этой стене пятно, где будет виден красивый пейзаж. <…> И этот живописец делал чрезвычайно жалкие пейзажи».
В Боттичелли нет интеллектуального напряжения, как в работах Леонардо, он далек от брутальных фактур Микеланджело и колористической насыщенности венецианских художников. Его герои оказываются на картинах будто нехотя, они меланхоличны и ступают почти невесомо. Главное оружие Боттичелли — текучие, естественные для руки и глаза линии. В нем сочетаются нарциссизм и виртуозность, беспечность и визуальное чутье — он знал свои сильные стороны и умело ими пользовался.
Для Боттичелли было важным жить и работать в удовольствие, и, если вы слышите эту радость в легких шагах его фигур и в шелесте гибких веток деревьев, значит, свою задачу художник пронес сквозь века и он вам понравится.
Справка:
Созданные Боттичелли картины экспонируются в самых известных галереях мира. В России работы мастера находятся в коллекциях Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина и Эрмитаже — музеях, с которыми банк ВТБ связывают давние партнерские отношения.