Евреи считают себя народом Божьим. Казахи — наследниками Золотой Орды. А таджики — носителями короны. Вот только мировая наука и часть исторического сообщества с идеей избранного народа-венценосца соглашаться не спешат. И тому есть веские причины.
Кто и когда короновал таджиков, решила спросить у знакомых из Таджикистана. Увы, ни один из них не смог сослаться на конкретные исторические события и даже на определенную эпоху. Но самое для меня удивительное, что отсутствие фактических зацепок народ не смущает.
«Слово «тадж», от которого произошло название народа, означает корона. И на флаге Таджикистана она изображена. Так что не сомневайся. Это все знают. У нас даже рэперы об этом поют», — убеждал меня Нурмат, ссылаясь на народную этимологию.
Версия, конечно, красивая, но после того, как я покопалась в исследованиях историков и этимологов, вызывает больше вопросов, чем уверенности. Дело в том, что у исследователей нет единого мнения по поводу слова, которое легло в основу обозначения таджикского народа.
Например, авторитетный в мировом научном сообществе лингвист X. Шедер говорит, что сначала был «тай». Так называли арабское племя. По мере распространения ислама на другие территории появились разные варианты произношения, связанные с языками коренных народностей.
По Шедеру «тай» (араб) преобразовался в «тачик», от которого возникли «тази» и «тазик/ tāzik», позже преобразованные в «таджик/ tājīk».
Схожей идеи придерживается исследователь М. Алонцев. Он ссылается на письменные источники VIII века. В ту эпоху арабские племена пришли в Центральную Азию для распространения Ислама. Их войска сопровождали ираноязычные мусульмане. Однако местные турки различий между национальностями не делали. Всех называли «тазик», то есть араб.
Алонцев считает, что именно ираноязычные мусульмане были предками современных таджиков.
Термин «tāzik» связывает с наименованием арабов и историк Ш. Камолиддин. При этом делает очень любопытные уточнения. Слово «тазик» упоминают еще доисламские армянские и сирийские источники, подразумевая арабов. А в первые века ислама так называли всех мусульман.
Во времена амира Тимура «тазиками» называли сыновей арабов, выросших в Персии, и иранцев, говорящих по-персидски. То же значение встречается в персидских словарях средних веков.
С начала XI века в Центральной Азии термин «tāzik»/«tājīk» стали широко использовать, когда речь шла об ираноязычных этносах, которые распространяли ислам.
Только в 1924 году при создании Таджикской ССР советское правительство официально утвердило слово «таджик» как национальность всех людей, проживающих на этой территории.
Так что сегодня в мировом научном сообществе самая распространенная версия гласит, что основой стал не венценосный «тадж», а среднеперсидский «тазик».
Реальное положение таджиков, проживающих на Иранской выси, также сложно назвать царственным. Своей территории или государства у них не было. Они были одной из многих этнических групп, осевших в городах Ирана. Объединял их иранский язык.
По словам английского путешественника К. Риттера, который странствовал по Иранскому плато в XIX веке, ираноязычные мусульмане в основном были земледельцами. И подвергались пренебрежению и угнетению со стороны правящих племен.
Как мне кажется, судя по нашумевшей песне рэперов Shon MC и UmFa про носителей короны, память об угнетенном положении жива и сегодня. Что ни строчка, то призыв быть смелым духом, не сдаваться и не уступать врагам. Кто враги, конкретно не указывается. Однако противопоставление другим нациям в этих призывах ощущается ясно.
Думаю, у каждого народа есть свои черные страницы в истории. Зацикливаться на них не стоит. Гордость за нацию, уважение корней, патриотизм — это правильно. Плохо только, когда выражается это не в достойных делах, а в пустозвонстве, основанном на идее коронованности. А вы как считаете?