Мне кажется, книги детям о детях - это самое предпочтительное чтение для маленьких людей 7-12 лет. Конечно, можно в этом возрасте знакомиться с произведениями о животных или о страдающих взрослых. Но я не отступлю от своей мысли, что и сопереживают, и любят, и помнят всю жизнь именно своих ровесников.
Именно поэтому я с большой нежностью собираю в свою копилку книги о детях, написанные в разное время, и особняком для меня стоят сочинения - мемуары, такие как трилогии Толстого и Горького, "Детство Никиты" и "Детские годы Багрова-внука". Почетное место в этом списке занимает и
Трилогия "Дорога уходит в даль" Александры Бруштейн
В моей душе нет к этой книге какой-то особенной любви, с ней не связаны никакие приятные и близкие сердцу воспоминания детства, как это было, например, с "Динкой" или "Старшей сестрой". В юные годы "Дорога" прошла мимо, я даже не знала о существовании такого автора, так что прочитала уже взрослой, целенаправленно выискивая интересные книги прошлого. Поэтому мой отзыв - это видение сложившегося человека, учителя, лишённое ностальгических эмоций и розовых очков.
На обложке моего издания есть надпись "одобрено лучшими учителями". Я, конечно, не лучший, но под этим утверждением подпишусь с удовольствием и книгу эту давно рекомендую своим ученикам. И для этого есть весомые причины.
Бывают книги о радостном детстве где-нибудь у бабушки в деревне, наполненные летом, солнцем, весельем и малиновым вареньем. Читаешь их и отдыхаешь душой. А бывают другие детские книги: о трудном взрослении, о сложностях жизни, о несправедливости и о нравственном выборе. Чтение такой литературы требует труда, большой работы души. И повесть "Дорога уходит в даль" (я пока прочитала только первую часть трилогии и в дальнейшем буду говорить именно о ней) как раз из таких. Читать ее очень увлекательно, интересно, но, закрыв последнюю страницу, сразу забыть не получится.
Мне даже жаль, что я, неравнодушная, порывистая и увлекающаяся натура, не прочитала повесть в детстве. Тогда она оказала бы на меня ещё большее влияние. Что в ней для меня самое главное? Мне кажется, это обучение главной героини Сашеньки Яновской милосердию, доброте и отзывчивости. Почти все события, описанные в повести, так или иначе показывают несправедливый мир взрослых и попытки маленькой девочки в нем разобраться. Некоторые случаи чудовищны, и современные юные читатели могут только позавидовать себе же, живущим в достатке и относительной безопасности.
Вот, например, семья помещика Шабанова. Его жена, в общем-то добрая женщина, в ужасе от плохого аппетита своих дочек. В самом деле, шутка ли, им предлагают всего лишь кушать через каждые два часа, а они почему-то отказываются! Точно больны! Чтобы накормить девочек, мать придумывает всякие ухищрения, и самое гениальное из них - пригласить к столу детей нищих рабочих, чтобы, глядя на их аппетит, и барышни поели. И вот стол, на одной стороне которого лучшие яства, а на другой - вареная картошка и селёдка. Но и это нехитрое угощение сметено вмиг изголодавшимися оборванцами. А дальше перекормленные барышни отдали им свою порцию. Пожалели? Как бы не так! Просто интересно смотреть на неприкрытый голод...
Или вот Сашенька в гостях у соседки Любочки, дочери ростовщика. Их дом полон замечательных произведений искусства, приобретенных "по случаю", то есть просто принятых в заклад. А сами хозяева ютятся в двух убогих комнатенках, больше им не надо.
Простые люди живут не просто бедно. Они нищи и бесправны. Меня поражает, что крепостное право было отменено ещё тридцать лет назад (события в книге разворачиваются в начале 1890-х годов), а люди страдают не меньше: зарабатывают в месяц два рубля, живут в холодных земляных подвалах, не видят солнца и часто остаются без обеда. Это такая ужасная жизнь одним днем, не во время войны, не в оккупации, а в мирное время.
Мама Юльки каждый день ходит по домам в поисках однодневной работы: постирать, убрать. Если не найдет, то не накормит дочь. То есть вы понимаете, люди не просто не могут сделать запасы, у них нет даже средств на завтрашний день в прямом смысле! Ребенка-читателя это должно поразить!
Как, безусловно, поразит его счастливая история Юльки. Девочка с рахитом, живущая в подвале, чуть не умерла от воспаления лёгких, подхваченного на паперти церкви. Многодневная борьба за ее жизнь и наконец - счастье: любящий отчим, новая светлая комната, постоянная работа у мамы, солнечные ванны, выздоровление. Свадьба Степана Антоновича и мамы Юльки - один из самых трогательных моментов книги! Особенно радостно будет тем, кто успел поплакать над судьбой Маруси из рассказа Короленко "Дети подземелья".
Большое место в повести отводится революционной борьбе. Я не буду об этом писать подробно, мне это не близко. Скажу лишь, что больше всего в этой истории меня привлекает рассказ о жене учителя Павла Григорьевича Анне. Вышла замуж за революционера "по расчету" (по приказу товарищей, чтобы иметь возможность носить передачки в тюрьму), но полюбила своего "фиктивного" мужа и уже от чистого сердца последовала с ним сначала в ссылку, а потом в Вильно и Харьков. Такие истории людям, воспитанным на "Русских женщинах" Некрасова, очень созвучны.
Отдельного упоминания достойна последняя глава "Экзамен". До этой книги я даже не знала, что "еврейский вопрос" (ущемление прав евреев) существовал в нашей стране уже в 19 веке. Считайте меня серой и необразованной, но мне действительно не попадались произведения на эту тему. И читать подобные страницы неприятно и жутковато, тем более что тут обижают детей, давая им более сложные задания и оценивая их предвзято.
Книга мне очень, очень нравится! Я купила остальные две части и в ближайшее время планирую с ними познакомиться. Читается легко, быстро, язык красивый, удовольствие получите точно! Но о двух моментах я всё-таки не могу умолчать.
Первое.
У меня сложилось впечатление (хотя это так и есть), что автор, создавая книгу уже очень взрослым человеком (65+), не просто вспоминала свое детство без разбора, а выбирала специально моменты тяжёлые. Возможно, именно они сформировали ее характер и личность. Но то, что в воспоминаниях ребенка так мало обычных детских радостей (всего-то полет Древницкого на воздушном шаре и зверинец), немного напрягает. С трудом верится, что в жизни маленькой девочки были сплошные несправедливости и страдания.
Второе.
Взаимоотношения с отцом. Они и прекрасны, и ужасны одновременно. Мне очень нравится, что доктор Яков Ефимович был единственным, кто никогда не отмахивался от дочери и отвечал на все ее вопросы, какими бы глупыми они ни были. Он принимал ее всерьез, и общения с ним Сашенька ждала, как счастья. Но в то же время его методы воспитания мне очень не нравятся. Кстати, пока сама не стала мамой, я этого не замечала. Маленькая девочка радуется новой кукле и без всякой задней мысли, желая показать ее всему миру, выставляет в окно, где в это время играют дети рабочих. Отец, видя это, приходит в бешенство и вместо объяснений вырывает куклу из рук и отдает детям. Не слишком ли сурово?
Плакать Сашеньке нельзя, ибо папа "ненавидит всяких плакс", а то, что эмоции надо проживать, и слезы - самый безопасный способ, отца не волнует. Подарок Древницкого папа заставляет отдать Юльке: "Если бы ты не отдала, я бы испытал настоящее горе, зная, что моя дочь - жадина". Но разве делиться надо не от изобилия? Разве отдать свое целиком - это поделиться честно? С таким родителем ребенку очень легко потерять ощущение безопасности, ведь близкий человек может предать в любую минуту...
Несмотря на эти два момента, книга всё-таки замечательная, и я с радостью рекомендую её вам, читатели, и своим ученикам.
Читали? Планируете? С какими из моих наблюдений не согласны? Заставляете внуков на детской площадке отдавать незнакомым детям свои игрушки, называя их жадинами?
#советская литература #ссср #детская литература #читаем детям #читают дети #александра бруштейн
Спасибо, что прочитали!