Найти тему
GQ – мужской журнал

Как прокачать свои коммуникативные навыки

Мастерство полемики, искусство взаимодействия – называйте как хотите. Главное – эффективность.

© Getty Images
© Getty Images

Способность доносить смыслы – один из важнейших человеческих навыков. От правильной коммуникации зависит вообще все – личная жизнь, дружба с людьми, корпоративные успехи и в целом взаимодействие с обществом.

Однако далеко не каждый из нас отдает себе отчет в том, что общаться необходимо уметь. Есть множество талантливых людей в своих областях, которые могли бы добиться невероятных достижений, но барьером на пути к этому является слабая коммуникация. Сегодня зачастую недостаточно быть потрясающим художником, профессиональным фотографом или первоклассным финансистом – себя необходимо презентовать, завоевывать уважение и отстаивать границы.

О том, как прокачать свои коммуникативные навыки, мы сейчас и поговорим.

Помните, с кем имеете дело

Каждый раз, когда вы намерены вступить с кем-то в дискуссию (неважно, насколько продуктивной она будет), помните, что к каждому человеку нужен свой подход. Кто-то слишком серьезный, другой, наоборот, чересчур ироничный. Чтобы ваше взаимодействие получилось эффективным, постарайтесь подстроиться под собеседника.

Возможно, на этом этапе вы вспомните строчку «Не стоит прогибаться под изменчивый мир» и захотите противостоять всему на свете, но рекомендуем так не делать. Если хотите добиться результата, помните, что без основ дипломатии порой не обойтись.

Заработавшийся бизнесмен в середине 1970-х годов. © Getty Images
Заработавшийся бизнесмен в середине 1970-х годов. © Getty Images

Смотрите за невербальными сигналами

Нередко они говорят намного больше, чем просто слова. Когда человек сообщает вам: «Я к тебе со всей душой», его руки просто не могут быть скрещены на груди – это противоречит всем законом честности. Если он действительно к вам со всей душой, его ладони должны быть раскрыты и тянуться к вам, посылая энергию добра.

Так что, если сомневаетесь в сказанном, присмотритесь к жестам – они вряд ли будут врать.

Поработайте над началом и концовкой

На самом деле люди запоминают лучше всего начало разговора и его конец (аналогично с выступлением на сцене). Поэтому позаботьтесь о том, чтобы эффективно появиться (или начать) и так же эффективно закончить диалог. Это может быть какая-то финальная реплика, которая заденет за живое, либо повисший в пространстве риторический вопрос, на который нет сиюминутного ответа.

Молодые люди мило общаются в одном из парижских кафе. 1960 год. © Getty Images
Молодые люди мило общаются в одном из парижских кафе. 1960 год. © Getty Images

Не будьте занудой

Не стоит быть чересчур серьезным и сконцентрированным. Все наши собеседники живые, поэтому чувство юмора и неформальные речевые обороты могут разрядить обстановку. Люди привыкли шутить даже в большой политике, где, казалось бы, серьезнее лиц не найти. Поэтому не думайте о том, что вдруг покажетесь не очень солидным. Действуйте по ситуации и смешите людей, если того требует обстановка.

Не забывайте слушать собеседника

Иногда в ходе разговора с человеком мы думаем не о том, что он нам говорит, а о том, что мы должны ответить. Это одна из самых ошибочных коммуникативных стратегий – она не только неэффективная, но и абсолютно эгоистичная. Поэтому старайтесь всегда с интересом и вовлеченностью прислушиваться к словам оппонента. Так у вас есть все шансы получить нужные ответы, даже не задавая вопросы.

Американская актриса Элизабет Тейлор и Ник Хилтон (наследник сети отелей) обсуждают имущественный вопрос после непродолжительного брака (всего 205 дней). Октябрь 1951 года. © Getty Images
Американская актриса Элизабет Тейлор и Ник Хилтон (наследник сети отелей) обсуждают имущественный вопрос после непродолжительного брака (всего 205 дней). Октябрь 1951 года. © Getty Images