Заочное обучение в истории своего развития – прекрасная иллюстрация движения общества по спирали. Причем, нет никакой уверенности, что спираль – восходящая.
Отечественное #заочное обучение в массовом характере родилось, когда рабоче-крестьянская молодежь повышала образование без отрыва от производства. Довольно быстро выяснилось, что подобное образование во многом несовершенно, хотя и позволило резко и массово повысить образовательный уровень, не отрывая от производства чрезмерное количество рабочих рук, частично и голов. Заочное и вечернее образование достаточно скоро стало вспомогательным, а отношение к нему даже стало страдать от некоторого пренебрежения. Нужно отметить, что #социализации подобное образование ничуть не мешало, поскольку технологии, способствующие уединению не были развиты в должной степени, да и само чрезмерное уединение вызывало в обществе довольно сильную негативную реакцию. Торжество капитализма и технический прогресс быстро развернул тенденции принуждения к индивидуализму. Впрочем, до ковида, социализация была неизбежна, поскольку учеба и работа проходили коллективно, а индивидуальные программы были дорогой и редкой экзотикой.
Эпидемия, о необходимости, которой так много твердили на #Западе, привела к перевороту в управленческих решениях и обществе. «Удаленка» внезапно стала благом, вместо необходимости. То, что она ведет к краху социализации, предпочитают пока не замечать. При этом, чем дольше длится идиотское состояние, когда полумеры ведут к росту заболеваемости, росту недоверия к вакцинации и негатива от полулокдаунов, опасность социальной катастрофы становится все более зримой. Все видят #Путина, #Госдуму и публичных людей. Но, никто из них, вне зависимости от моральных установок и материальных ресурсов не способен обратить вспять процесс деградации, если он начнется повсеместно. Меж тем, застой некроз социализации – крайне страшная угроза. Это и явные асоциальные поступки, наподобие стрельбы в общественных местах, и утрата желания и возможности хоть микроскопически улучшить собственную жизнь и жизнь окружающих. Усиление распада #семейных отношений (хотя, казалось бы, куда уж более). Обострение конфликта поколений. Все это – явные и неявные последствия «запирания» людей в домах, с «любезным» предоставлением возможности работать и получать еду с развлечениями на дом.
Безусловно, бороться с негативом асоциальности, в первую и главную очередь, задача «самоизолированного». Нужно учиться бороться с гиподинамией, информационной перегрузкой. Без жалости и раздумий отсекать от себя инфонегатив и информацию низкого качества. Но и государство вкупе с бизнесом, должно искать новые пути мотивации. Если, конечно, им реально нужны конкурентоспособные работники и подданные.