Найти тему
Эдуард Кальницкий

Байка от опера. Будни "земельного " опера.

Байка от опера. Будни "земельного " опера.

Это такая штука, когда опер отвечает за всё, что происходит на его обслуживаемой территории.А теперь представьте. 82-83 год. Областной центр, город-миллионник. "Зона" опера три квартала по горизонтали и 6 вертикали + городской пляж. Итак, на территории 2 гостиницы, 4 ресторана, Облисполком, Горком КПСС, институт со студентами, куча магазинов, несколько кафе ресторанного типа, пивные, прочие забегаловки. Ко всему прочему в центр ведут все маршруты городского транспорта, а это автобусы, трамваи, троллейбусы, которые облюбовали карманники.

Приезжая утром на службу опер как правило получает 2-4 заявления. В те года в основном лобовые стекла, колёса, магнитофоны из машин, носильные вещи с учреждений, шапки зимой, квартирные, ТП после разборок в питейных заведениях и т.д. и т.п. За неделю "набегает" до 20 заявлений. В следствие материалы только с "лицами", остальные в ОУР. Срок рассмотрения - 3 суток, в исключительных -10. Три варианта решения вопроса-передать в следствие, отказать в возбуждении уголовного дела или отправить куда-нибудь.

Здесь надо понимать, что жили в период развитого социализма и в стране не могло быть мафии, преступности и раскрываемость не менее 96-97%. Иначе не понимаете политику партии и правительства. Однако это только на бумаге и в отчётах для советских и партийных органов. А вот куда деть например, карманные кражи, которые не раскрытыми не возбуждались, только с лицами и только за одно преступление, если задержан с поличным. И вот сидит опер и сочиняет отказной материал на сколько хватит фантазии. Или рывки шапок. Без лица тоже никто не даст портить статистику. Если заявление не зарегистрировано, то "в стол", до лучших времён или отказной материал.

Вспомните ранние "фонари", где к оперу Ларину обращается потерпевшая и хочет узнать как идёт поиск её шапки. Он выводит её в коридор, толкает запертые двери и произносит,- Вот видите, никого нет, все ищут Вашу шапку. Фильм снятый по произведениям Кивинова точно описывает "земельных" оперов. Он сам был опером и знал о чём писал.

кадр из фильма "Улицы разбитых фонарей"
кадр из фильма "Улицы разбитых фонарей"

Текучесть кадров в уголовном розыске неимоверная. Опер после трёх лет на "земле" считался "динозавром" и переходил в городской или областной розыск, а в основном люди сваливали куда-нибудь в другую службу или увольнялись. Не каждый выдержит такой график. Три суточных дежурства и три поддежурства (до 24.00) в месяц, по пятницам общегородской рейд. Участковые ищут м/х, опера по притонам и по поднадзорникам, задержания, отработка материалов. Выходным считался день отдыха после суточного дежурства.

Как-то прочитал один комментарий,где бывший начальник ОВД пишет: " В советские времена в милиции и работали вот такие романтики, классные мужики были и раскрываемость 99% была. В советские годы в милиции такого понятие как укрытие или сокрытие преступления не было в природе! И с не раскрытыми преступлениями было очень строго. Заслушивания на всех уровнях власти и так далее. За низкую раскрываемость начальник ОВД мог и партбилетом поплатиться или должностью. Я с 1982 года в органах, от милиционера до нач ОВД, не помню, что бы вообще что то не регистрировали, или не раскрыли, да были сложные дела но висяков практически не было".

Вот так вот, не много не мало. Из 100 преступлений 99 раскрыто.

Ветераны и БС хотелось бы увидеть ваши комментарии.

-2