Далеко не каждый водитель знает, как правильно эксплуатировать механическую трансмиссию. Опираясь на собственный многолетний опыт, хочу предостеречь начинающих автомобилистов от роковых ошибок, которые приводят к дорогостоящему ремонту коробки передач.
Резкие зацепления
Ни один механизм не терпит агрессивной езды. Поэтому советую не допускать ударного переключения скоростей, а также не сбрасывать ногу с педали сцепления. При таких грубых манипуляциях возрастает риск ошибочных движений, от которых страдают валы и шестерни.
Кроме этого разрушается выжимной подшипник, горит диск сцепления. Ремонт и замена элементов трансмиссии, как правило, обходится в круглую сумму. Поэтому рекомендую сцепление выжимать плавно. А чтобы селектор переключался мягко и без хруста, переводить его в следующее положение нужно быстро, но плавно и без резких рывков.
Прижатая педаль
Нельзя выжимать педаль сцепления лишь наполовину. Частично выжатая педаль передает усилие через рычаг на вилку, при этом сцепление немного разжимается. При переключении скоростей будет слышен скрежет кулисы. Он говорит об усиленном износе внутренних механизмов агрегата.
Вместе с трансмиссией страдает и само сцепление — фрикционные диски проскальзывают и стираются, одновременно изнашивая сопрягаемые детали. Диск сцепления горит и вызывает недопустимый перегрев остальных механизмов.
Также не рекомендую простаивать на светофорах с выжатой педалью сцепления. В этом случае диски также проскальзывают. Сильный износ получает и выжимной подшипник.
Переключение с хрустом
Не советую переключать передачи в рваном режиме, т.е. слишком быстро. Хруст, возникающий в этот момент, говорит о недостаточном зацеплении шестерен между собой. Их зубья быстро стачиваются из-за повышенного трения и подлежат замене.
А при увеличенных зазорах, возникающих между зубьями, ударные нагрузки становятся губительными для всего агрегата. От резких включений передач также сильно изнашивается муфта и механизм, выравнивающий скорости вращения валов.
Чтобы при переключении скоростей не было хруста, следует в момент возврата рычага КПП на нейтральную позицию выдерживать секундную паузу. Важно, чтобы синхронизаторы, отвечающие за взаимное перемещение шестерен, успели сработать вовремя.
Прижать педаль рукой
Во время езды недопустимо прилагать механическое усилие на рычаг коробки передач. Селектор должен быть свободным, даже если он расшатан и болтается. Дело в том, что при дополнительной нагрузке усилие от руки передается на внутренние механизмы трансмиссии. Это вызывает повышенное трение ее элементов.
Более того, кулиса, отвечающая за точность включения скоростей, быстро расшатывается и скорости начинают включаться без четкой фиксации. Со временем передачи начинает выбивать в нейтральное положение.