«Ты уж не падай, а то раздавят», - кричал на съёмках фильма «Гусарская баллада» знаменитый цирковой наездник Михаил Туганов, актёру Юрию Яковлеву. То, что артист никогда раньше не ездил верхом, выяснилось только когда раздалась команда «Мотор!» Кони рванули с места, и Яковлев тут же вцепился в шею своей лошади. Режиссёр картины, Эльдар Рязанов, на пробах в павильоне был в восторге от актёра и просто забыл спросить, сидел ли тот когда-либо в седле. А ведь Яковлеву было необходимо сыграть лихого гусара, поручика Ржевского.
В 1961 году, в министерстве культуры ополчились на Эльдара Рязанова из-за фильма «Человек ниоткуда». Режиссёр попал в разряд неблагонадёжных. Нужно было срочно замаливать грехи. И накануне юбилея Бородинской битвы, Рязанов решил снять патриотическую картину. Но высокие киношные чины заявили: о серьёзном событии нельзя рассказывать в комедии. Да ещё и в музыкальной. Но самое главное, никаких гусар с их пьянками и драками. И добро не дали. Рязанову тогда помог его руководитель творческого объединения. Влиятельный Иван Пырьев. Он добился разрешения на съёмки.
Рязанов долго искал актрису на главную роль Шуры Азаровой. Он забраковал практически всех главных красавиц Советского кино. Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих. И всё из-за их чересчур женственных форм. В фильм героиня переодевается гусаром. Проводит самого маршала Кутузова и проникает в боевой полк. Поэтому, у барышни в мужском костюме не должно было нигде ничего выпирать. Гусары выглядели бы полными идиотами, если бы не узнали в переодетом юнце женщину.
К режиссёру тогда выстроились очереди. Коллеги и начальники тогда вели на пробы своих дочерей, жен и любовниц. Но Рязанов взял на роль Шуры Азаровой неприметную и никому не известную студентку второго курса ГИТИСА, Ларису Голубкину.
На съёмках Голубкина многие трюки выполняла сама. Скакала на лошади, дралась на саблях. Но вот прыгнуть со второго этажа никак не решалась. В итоге Рязановы пришлось подать пример и сигануть с антресоли первому. Режиссёр потом признавался, что ему было очень страшно. Но чего не сделаешь ради искусства и удачного дубля.
Всё актёры «Гусарской баллады» перед съёмками научились фехтовать. Настоящее оружие им в руки конечно никто не дал. От греха подальше. Сделали бутафорское. Но на первой же репетиции актёры вошли в раж и переломали все деревянные сабли и шпаги. В итоге режиссёру пришлось нарушить все правила безопасности и выдать артистам боевое оружие. Благо всё обошлось без жертв.
В Советском кино было правило, использовать только оригинальную музыку. Этого же требовал худсовет от Рязанова. Но режиссёр упёрся и настоял на том, чтобы в «Гусарской балладе» звучали те же мелодии, что и в театральной постановке пьесы «Давным-давно» Александра Гладкова. По ней и был снят фильм. Музыку к спектаклю написал Тихон Хренников. Благодаря упрямству Эльдара Рязанова она стала известна на всю страну.
Многие фразы из «Гусарской Баллады» стали крылатыми. А сколько анекдотов мы с вами можем рассказать друг другу про поручика Ржевского, не всегда правда приличных. История любви бравого гусара и отважной барышни давно стала народным фильмом. Впрочем, таким его и задумывал режиссёр, Эльдар Рязанов.
Друг, подпишись на МОЙ КАНАЛ. Тут я всегда рассказываю то, о чём не пишут другие авторы. Этих тем вы не найдёте на ДЗЕНЕ.
#актеры и роли #советские фильмы #киноновости #биография знаменитостей #советские актёры #эльдар рязанов #комедия ссср #фильмы ссср #как снимают кино #скандалы звезд