Найти тему
Русская Семёрка

Русские на «Титанике»: как они вообще туда попали

Новость о крушении «Титаника» в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года потрясла мир. Эта катастрофа стала одной из крупнейших за все время существования пассажирского флота. На борту огромного лайнера было 2000 пассажиров, из которых спаслось менее половины. Спустя сутки после трагедии в газете «Петербургские ведомости» появилась заметка, в которой содержалась ложная информация: дескать, все были спасены проходящим пароходом «Вирджиниан». Правдивые новости о катастрофе в России узнали позднее, но в официальных соболезнованиях не было ни единого упоминания о наших соотечественниках, волею судеб оказавшихся на борту «Титаника». А ведь счет этим людям шел на десятки.

Опасное путешествие

В конце девятнадцатого столетия тысячи подданных Российской империи отправлялись в другие страны на поиски лучшей жизни. В основном, эти отважные люди были рабочими или крестьянами. Они уезжали на заработки, а потом, накопив необходимую сумму, возвращались домой. Некоторые оставались на чужбине навсегда. Путешествуя на кораблях, они неизменно попадали в число пассажиров 3-го класса. Точное количество русских на «Титанике» неизвестно. Отечественные ученые-архивисты говорят о почти сотне человек, британские – о пятидесяти. Многие из перечисленных фамилий не входят в официальные списки, поскольку путешествовали бедняки нелегально или под чужими именами. Возможно, поэтому русские газеты не акцентировали внимание на своих согражданах в общем числе  пострадавших. В основном, на страницах прессы сетовали на то, как плохо спроектировали этот огромный пароход. Встречается, например, такая заметка: «Наш ледокол “Ермак” как ножницами режет ледяную кору значительной толщины, а “Титаник” разбился о глыбу».

Если сравнить данные разных исследователей, можно прийти к выводу, что реальное число русских пассажиров «Титаника» варьируется от двадцати до ста человек. Среди них – крестьяне, рабочие, дворяне и представители купеческого сословия. Они добирались до порта в британском Саутгемптоне (главное место отправления), а также садились на корабль во время его остановок в Ирландии и во Франции. Первое время люди с большой неохотой покупали билеты на новый корабль, будто предчувствуя беду. К тому же, это было довольно дорогое удовольствие даже по нынешним меркам (с учетом инфляции). Чтобы стать пассажиром первого класса, нужно было заплатить 3100 долларов, а третьего –  всего 32 доллара. Компания White Star Line пошла на хитрость для сохранения престижа и в последний момент пересаживала на борт парохода пассажиров с других кораблей. В спешке не всех удалось правильно записать, а чью-то фамилию и вовсе пропустили. Кроме того, русские фамилии могли быть непреднамеренно искажены британцами, а некоторые специально предоставляли фальшивые данные. Известно, что в официальных списках есть фамилии спасшихся женщин из Российской империи: Берты Трембицкой, Евгении Драпкиной и Мимианы Кантор.

Чудом спасшиеся и героически погибшие: были ли они на самом деле

Когда после катастрофы прошла неделя, в одной из газет Петербурга появилась новость о том, что на «Титанике» героически встретил смерть русский офицер по имени Михаил Жадовский. Он был участником русско-турецкой войны 1877-1878 годов, за отвагу получил несколько наград. Однако история его жизни не была идеальной: в 1902 году Жадовского уличили в мошенничестве и на несколько месяцев отправили в тюрьму, лишив всех дворянских привилегий и должностей.

После выхода на свободу Михаил Жадовский уехал за границу, где в 1911 году познакомился с распорядителем из той самой компании White Star. Тот устроил его на «Титаник» кассиром. Красивая легенда гласит, что после крушения Жадовскому, как сотруднику, предлагали место в спасательной шлюпке, однако он наотрез отказался. Заявив, что он уже стар и успел пожить свое, он передал свое место пассажирке 3-го класса Жозефине де ля Тур и вложил ей в руку записку со своим почтовым адресом. Письмо от спасенной француженки впоследствии получил сын Михаила Жадовского, который и поведал миру эту историю.

Однако, историки находят здесь нестыковку. Так, автор книги «Титаник. Русский взгляд» Евгений Несмеянов отмечал, что ни Михаила Жадовского, ни Жозефины де ля Тур нет в списках пассажиров и сотрудников «Титаника». Возможно, эта легенда нужна была родственникам офицера для сокрытия его незавидного прошлого – однако полностью опровергать версию с героической смертью Жадовского тоже было бы опрометчиво.

Другая загадочная история связана с казаком из Северной Осетии Михаилом Кучиевым, который тоже мог оказаться на борту «Титаника». По словам родных, он мечтал уехать в Америку и заработать «на жену и дом», а затем вернуться на родину. Когда случилось роковое столкновение лайнера с айсбергом, Кучиев находился в своей каюте, но хотел выйти на палубу. Когда выяснилось, что произошла катастрофа и многие отсеки корабля закрыты, он надел спасательный жилет и сам прыгнул в воду.

Чудом взобравшись на обломок дерева, в таком положении он дождался лайнера «Карпатия», спешащего на помощь. Затем он какое-то время жил в Канаде, но, как и планировал, вернулся домой и завел семью. Потомки Михаила Кучиева охотно пересказывают этот яркий эпизод из его жизни, однако документального подтверждения героизма и отваги кавказского путешественника пока не найдено.

Ростовские крестьяне и русские евреи

В 2004 году в газете «Веселовский вестник» вышел материал краеведа Владимира Потапова. Автор утверждает, что среди пропавших пассажиров «Титаника» был его дядя Иван Мишин, который хотел эмигрировать в Америку. До этих событий родственник исследователя жил в Веселовском районе Ростовской области. Другие краеведческие материалы свидетельствуют о том, что Иван Мишин и другие его земляки, пожелавшие покинуть родину, подвергались гонениям. Дело в том, что они принадлежали к секте «Новый Израиль», деятельность которой в России порицалась.

Эмигранты устремились в США, а оттуда хотели перебраться в Уругвай, где их уже ждали более удачливые переселенцы. Ивану Мишину не повезло: купив самые дешевые билеты на первый попавшийся лайнер, он очутился на «Титанике». Увы, ни одной фамилии ростовских переселенцев также невозможно найти среди архивированных документов, поэтому краеведу Владимиру Потапову остается верить на слово.

Существуют и другие данные, заслуживающие большего доверия. Издание «Минское слово» упоминало о девятнадцати подданных Российской империи, которые погибли во время крушения парохода. Многие из них были евреями и отправились в США на заработки. Вот лишь некоторые из имен реально существовавших людей: Симон Литман, Зельман Злоковский, Симон Вайсман, Иешуа Кантор. Последний путешествовал вторым классом вместе с супругой. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года им было суждено расстаться навсегда. Женщина выжила, а ее муж погиб.