Само по себе слово «недвижимость» подразумевает что-то солидное и основательное, что нельзя переместить с места на место. Даже юридическое определение включает в себя «неразрывную связь с землей». Но человеческая изобретательность не знает пределов, а слово «невозможно» для нее самый лучший стимул.
Большое «лего»
Если дело дошло до передвижения недвижимости, то лучше всего, если такая недвижимость разбирается на детали, которые можно собрать обратно без вреда для строения. Типичный пример – традиционная русская изба. Она легко разбирается по бревнышку – для текущего ремонта или для перевозки – и точно так же легко собирается потом на новом месте, главное только потом проконопатить ее хорошенько, чтобы держала тепло. А если кто-то скажет, что это всего лишь изба, то ему стоит посоветовать съездить на Кижи. Большинство экспонатов архитектурного музея приехало туда именно таким образом: тщательно обмеряли, зарисовали, пронумеровали все детали, разобрали и собрали на новом месте. Чудеса деревянного зодчества, которые стоят в Кижах, по сути, тоже обычные русские избы, только «немного» сложнее, выше и красивее. И, как положено – без единого гвоздя.
Японские традиционные дома тоже строятся так, чтобы их было легко при необходимости разобрать и собрать. Частые землетрясения и пожары породили особую философию строительства: если рядом пожар, то дом, построенный из легких балок и бумажных панелей, можно легко разобрать, а детали оттащить в сторону, чтобы не допустить распространения огня. А если дом поврежден землетрясением, то благодаря появившейся тысячу с лишним лет назад стандартизации, неисправные детали можно вынуть и заменить с минимальной подгонкой размеров на новые. И при необходимости дома можно разбирать, чтобы перевезти на новое место и собирать заново, кстати, тоже без единого гвоздя.
Без разбора
Перевозку домов любят в Америке. Зачем переезжать и строить дом на новом месте, если экономнее взять с собой старый? Климат в Штатах в среднем теплее нашего, поэтому конструкция домов, как правило, легче. Такие и передвинуть с места на место проще.
Перевозка домов целиком в США – отработанный бизнес. Все начинается, разумеется, с осмотров и обмера дома. Дальше на новом месте ставят аналогичный фундамент. Конструкцию приподнимают домкратами, заводят под нее специальные временные балки, которые держат дом, чтоб он не развалился, а потом вызывают трейлер.
Для перевозки домов существует целый парк огромных трейлеров-тяжеловозов, которые похожи на сороконожек на колесах. Так нагрузка равномерно распределяется по дороге и дом в несколько десятков тонн можно, хоть и с небольшой скоростью, перевезти в соседний штат. Гораздо сложнее с этой точки зрения разработать маршрут, такой, чтобы по дороге не было тоннелей и мостов, а также низко висящих проводов и растущих по сторонам от дороги деревьев.
Дальше все происходит в обратном порядке и дом аккуратно ставят на новое место. Но домами дело не ограничивается: известны случаи, когда таким же образом перевозили на новое место церкви.
А еще больше?
Все перечисленные варианты пока касались только относительно легких строений, сделанных в основном из дерева. Но то же самое можно устроить и с каменными зданиями. Вопрос лишь в том, что «транспорт» придется делать с расчетом на в сотни раз большие нагрузки и действовать в несколько раз медленнее и аккуратнее. Кирпич и бетон хоть и «играют» в больших объемах, но все равно в целом гораздо хрупче дерева. Так что все начинается с прокладки самых настоящих рельсов. И не двух, как для поездов, которые и так весят немало, а 20 и более линий на капитальном фундаменте, ведущих до нового места. Дальше все как всегда: на новом месте закладывают фундамент, дом аккуратно «отрезают» от старого основания, параллельно укрепив конструкцию временными балками, приподнимают домкратами и на удерживающую конструкцию крепят колеса вроде железнодорожных, а под них одновременно прокладывают дополнительные рельсы. И дальше, не торопясь, везут на новое место. На махину в несколько тысяч тонн не напасешься никаких тягачей, поэтому двигают «дома на колесиках» тоже гидравлическими домкратами, только не вверх, а вбок. Таким образом дома и передвигают, и поворачивают. Первым, кто достоверно применил такую методику был знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти, который в 1445 году передвинул на 13 метров колокольню в городе Болонья. Только вместо стальных рельсов и гидравлики у него применялись рельсы из дуба и блоки-полиспасты. Потом Фиораванти «отметится» и в России, создав по заказу московского Великого князя Успенский собор в Кремле и приложив руку к перестройке самого Кремля.
…И еще больше
Современная Тверская улица в Москве примерно вдвое шире, чем она была исторически. Когда-то она еще и заметно «гуляла» по ширине, но в конце 1930-х в ходе реконструкции Москвы было принято решение «выпрямить» и больше чем в два раза расширить улицу. Проект по передвижению домов на Тверской до сих пор считается одним из самых больших и сложных в мире – всего на Тверской с 1937 по 1941 и потом с 1979 по 1983 год передвинули 23 дома, в том числе Моссовет (нынешнюю мэрию Москвы), Саввинское Подворье и глазную больницу, которая сейчас стоит в Мамоновском переулке, дом Сытина, а последним был МХТ им. Чехова, который перенесли в Камергерский переулок и к тому же еще распилили пополам, достроив между половинками вставку в несколько метров, чтобы увеличить зрительный зал.
При этом проект, разработанный под руководством инженера и ученого Эммануила Генделя, был проработан так, что в передвигаемых домах не отключали воду, свет и телефон, а жильцов не выселяли. Все коммуникации подключали к гибким трубам, двигали вместе с домом, а потом на новом месте быстро переподключали к уже готовым подводам в новом фундаменте. В одном из домов работы провели буквально за ночь – и утром жильцы проснулись по новому адресу. Сам Гендель, который прославился как разработчик методов и технологии передвижения домов и выпрямления высотных построек, своим самым большим успехом считал то, что в ходе перемещения одного из жилых домов, построенная в одной из квартир детьми башня из кубиков не обрушилась и не сдвинулась с места ни на миллиметр.