Что-то давно здесь не было рассуждений о политике. И это понятно, ведь в мире есть много более интересных вещей. Однако к этой теме мы будем так или иначе возвращаться - хотя бы потому, что данный канал в основном посвящён общественным вопросам, важной частью которых и является политика.
На днях прошли так называемые "выборы" в парламент, запомнившиеся доселе небывалым масштабом вбросов и откровенного цинизма в поведении как самих политиков, так и их селектората (то есть избранной части общества, которая так или иначе получает выгоду от нынешнего режима). Не секрет, что в России очень многие люди крайне недовольны работой политиков, депутатов и чиновников. Однако некоторые наши соотечественники могут удивиться, узнав, что жители вполне благополучных стран также недовольны своими политиками.
По-видимому, недовольство "власть предержащими" - это общее место для большинства стран мира. Это не только страны бедные и слаборазвитые, скованные коррупцией, мафиозным режимом, несправедливым распределением доходов и неразвитой инфраструктурой. Жители тех стран, которые принято относить к "первому миру", тоже зачастую выражают претензии к своим политикам.
Не стоит этому так уж сильно удивляться. Достаточно понять, какие именно люди обычно становятся политиками и какова участь представителей этой "древнейшей профессии" в разных странах и в разных политических режимах.
Какие люди становятся политиками?
В большинстве случаев в политику идут отнюдь не самые умные, образованные и полезные обществу люди. Действительно: если человек является талантливым врачом, то он, скорее всего, будет лечить людей; если он строитель, то свою жизнь он посвятит строительству домов и других зданий. Если он музыкант, он будет сочинять музыку. А если он обладает некими незаурядными организаторскими способностями, то он с удовольствием возглавит какую-нибудь коммерческую компанию или банк.
Таким образом, для любого талантливого работника, специалиста и профессионала обязательно найдётся место в обычной, "гражданской" жизни. При этом настоящих профессионалов в любой отрасли довольно мало, а спрос на работников слишком высок; поэтому, например, рядом с талантливыми врачами, которых пациенты считают чуть ли не кудесниками, мы имеем куда большее количество посредственных лекарей, а то и настоящих коновалов. Однако даже труд врача "средней паршивости" не является совершенно бесполезным: так или иначе, такой врач в большинстве случаев владеет некими базовыми навыками, у него есть и все шансы повысить свою квалификацию.
Политика - дело принципиально иное. Данный вид деятельности требует не столько каких-то профессиональных навыков, сколько чисто человеческих качеств: трудолюбия, добросовестности, дисциплины. Дело политиков - не производить какие-то конкретные товары и услуги, а обслуживать гражданское население, которое, в свою очередь, все товары и услуги производит.
А теперь представьте себе человека, который с детства мечтал стать, скажем, тем же врачом. С юных лет он читал книги на медицинскую тему, смотрел видеоролики, в школе усиленно изучал биологию, после школы пошёл в медицинский вуз, где с головой окунулся в занятия... Естественно, конечной целью его существования и залогом его личного счастья будет профессия врача. Разумеется, во многих случаях (да и то не во всех!) его будет интересовать и материальная сторона вопроса, однако он предпочтёт научиться зарабатывать деньги своим профессиональным трудом, чем резко менять профессию из-за того, что в кресле чиновника "больше платят". На то он, собственно, и талантливый врач.
Из таких рассуждений становится понятным, что все таланты сконцентрированы в гражданских профессиях. Следовательно, в политику идут лишь те, кто не смог себя реализовать ни в одной из данных профессий. Есть, конечно, и исключения, однако таких политиков слишком мало.
Хорошо жить хотят все
Все более-менее здоровые и нормальные общества устроены по единому принципу: чем больше общество нуждается в деятельности работника и чем выше его квалификация, тем лучше он живёт. Кто не работает - тот не ест; а кто работает хорошо, то и ест хорошо. Труд преподавателя или хирурга намного ценнее, чем работа грузчика, поэтому зарплата грузчика всегда будет намного ниже оплаты труда врача. Тем более что профессия грузчика в скором времени полностью исчезнет в силу развития технологий.
Именно к этому, "низовому" типу труда относится и профессия государственного служащего. Управленческий аппарат не создаёт никаких важных благ, а лишь упрощает жизнь общества. Конкретный пример: жители одной улицы могут собраться вместе, скинуться, вместе пойти к дорожным работникам, заплатить им и проследить, чтобы они в назначенный срок уложили на их улице асфальт. Но тогда им придётся на несколько недель забросить свои собственные дела, а это неудобно и зачастую затруднительно; именно поэтому управление собранными деньгами и наблюдение за дорожными рабочими они доверяют специально назначенным служащим - политикам. При этом политики не должны генерировать какие-то умные идеи или изобретать новые виды асфальта - этим занимаются совсем другие люди. Единственное требование к политикам в данном случае - не воровать собранные деньги и не раздавать их дорожным рабочим просто так.
Следовательно, оплата труда политиков в таком идеальном обществе будет очень низкой. Однако жить хорошо и комфортно хотят все. Больше того - чаще всего лучших жизненных условий для себя требуют именно "низовые" работники. Вот перед нами и вырисовывается портрет типичного политика, верный для всех стран, времён и политических систем: гипертрофированное стремление к жизненному благополучию при очень низкой эффективности труда.
Участь такого бездаря и подсобника существенно различается в гражданской сфере и в политике. Если работник завода не справляется со своими обязанностями, его просто увольняют - и он остаётся без средств к существованию. Если художник пишет плохие картины, их у него никто не покупает - и он тоже остаётся без средств к существованию. Единственный путь к спасению для них - это развивать свои навыки, повышать квалификацию.
У политиков всё по-другому. Им доверяют общественные деньги ("государственный" бюджет) и предоставляют определённые властные полномочия. Это позволяет даже абсолютно бездарным и ленивым политикам обогатиться, присвоить государственное имущество себе, да ещё и защитить себя от гнева работодателей - то есть граждан.
В принципе, так поступает любой среднестатистический человек. Если на дороге перед вами лежит денежная купюра, вы, скорее всего, просто заберёте её себе, а не отнесёте в полицию или попытаетесь самостоятельно найти владельца. Политики так ведут себя не потому, что они какие-то суперзлодеи и "беспредельщики", а всего лишь потому, что они - "нормальные" люди.
Люди, получающие высокую зарплату, имеющие лучшие условия жизни и определённые привилегии просто "по факту своей должности", не имеют никаких стимулов к саморазвитию и улучшению качества своей работы. "Филонят" они чаще всего не со зла, а из определённого здравого смысла: зачем расходовать жизненную энергию и тратить своё время и нервы, если ты и без этого получаешь всё необходимое для счастливого бытия?
Почему же политики в разных странах разные?
Со стороны может показаться, что государственные служащие в Германии или Швеции гораздо более воспитанные, добросовестные и покладистые, чем в России или в Конго. Россияне могут позавидовать даже соседнему Казахстану, не говоря уже о той же Германии. Однако реальность обстоит, скажем так, немного по-другому.
Коррупционные скандалы то и дело возникают даже в самых "образцово-показательных" странах. Так, один хитрый бельгийский политик умудрился занимать одновременно семнадцать постов; понятно, что соответствующей государственной деятельностью он не занимался, но зарплату исправно получал за все семнадцать должностей. И это только один из сотен примеров.
Разница заключается не в "качестве" политиков, а в сложившейся системе. Так, в развитых странах система препятствует массовому воровству и халатности чиновников. Политик и рад бы приворовать, однако для него это, скорее всего, закончится тюремным сроком, выплатой крупного штрафа и дальнейшим запретом на работу в государственных структурах. Работают данные механизмы не на сто процентов, поэтому время от времени какому-нибудь "слуге народа" удаётся совершить чёрное дело. В большинстве случаев такие деяния рано или поздно раскрываются и виновные привлекаются к ответственности, но кое-кто всё равно умудряется уйти безнаказанным.
Подобные системы отсеивают из политической жизни наиболее безбашенных авантюристов и пропускают в неё самых покладистых. Но и эти "покладистые" не упустят возможности несправедливо нажиться, если она им представится. Обязательными элементами здоровой политической системы являются сменяемость власти и её выборность: в этом случае даже если у руля страны оказались профаны или откровенные злодеи, они не успеют натворить слишком много бед.
В России, странах Африки и Латинской Америки подобных политических систем нет или же они не выработаны окончательно. Это и позволяет бесталанным "подсобникам" реализовать свой административный ресурс на полную катушку, да ещё и закрепить за собой право на пожизненное правление. Общество в таких странах не способно контролировать работу тех, кого оно, по идее, нанимает себе в услужение.
Заинтересовались материалом? Подписывайтесь на канал! 😉
Ещё статьи этого автора: