Найти тему
Твой путь

Изображение грифонов в орнаментальном искусстве

Моя исследовательская работа на тему Изображение грифонов в орнаментальном искусстве. Возможно, кому-нибудь интересен такой персонаж, как грифон и его изображение в культуре разных стран и народов. В этой статье вы узнаете как изображали грифонов в древнем мире, в славянском язычестве и древне Руси, а также в геральдике.

Приложение к изображениями находится в конце основной части работы.

Работа написана в 2020 году г. Москва.

ВВЕДЕНИЕ

Мифическая птица грифон имеет необычайную внешность – это чудовищный зверь с головой, когтями и крыльями птицы, с телом льва, а также с длинным змеиным хвостом. По древним легендам (рассказы Геродота V в. до н.э.) грифоны охраняли золото в Репейских горах Гипербореи, в частности от одноглазых великанов аримаспов, причем Геродот писал о постоянных войнах с крылатыми монстрами. По другим сведениям мифические существа были запряжены в колесницу богини возмездия Немесиды и символизировали быстроту воздания за нарушение порядка.

Грифоны олицетворяют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Они одновременно символизируют объединение добра и зла, неба и земли. Их роль в литературе также неоднозначна: они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, полные ярости звери. Эти фантастические существа всегда привлекали людей своим величием и силой, о них писали в различных мифах, упоминали в литературе, изображали на стенах и посвящали им монументальные произведения.

Образ грифона в орнаментальном искусстве находит свое отражение в средневековой архитектуре европейских городов, Средней Азии, Киевской Руси, а также в таких странах как Турция, Египет, Древний Иран и Персия. Этот образ появляется во многих культурах, как в древние времена, так и в наши дни. На знаменитом Банковском Мосту через канал Грибоедова в городе Санкт-Петербурге грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления. Изображения грифонов встречаются на гербах Свердловской области, города Саянска, города Керчи.

Возникает вопрос: каковы же истоки и вариации образов грифонов в орнаментальном искусстве? И в каких культурах возникали изображения этих крылатых существ?

1. ГРИФОН И ЕГО ПРОТОТИПЫ В ПРИРОДЕ

Значение термина «грифон» в гуманитарных науках не совпадает с этимологическим значением схожего термина «гриф» в биологии. Это понятие восходит к древнегреческой традиции (VIII-VII вв. до н.э.). Под данным термином подразумевается существо с анатомическими элементами птицы (голова, крылья, иногда ноги) и хищного зверя (туловище, ноги, уши, хвост). Для определенных периодов культур могут быть и элементы рептилии (чешуя, перепончатый гребень). В биологии термин «гриф» применяется для классификации отряда дневных хищных птиц или соколообразных.

Историк Адриена Майор в своей книге «Первые охотники за окаменелостями» (1933) предположила, что образ грифона навеян древнегреческим историкам рассказами скифов-золотоискателей Алтая, которые могли наблюдать в песках пустыни Гоби окаменелые кости динозавров – протоцератопсов.

Описание грифона вполне приемлемо к этим ископаемым скелетам: размеры животного, наличие клюва, соседство с золотыми россыпями, роговой затылочный воротник протоцератопса способен раскалываться от времени, и его остов на плечах мог создавать иллюзию ушей и крыльев.

В природе вероятным прототипом иконографии грифонов мог послужить черный гриф, беркут, степной орел грифы-падальщики, а также любые другие птицы из семейства ястребиных (см.приложение А).

2. ОБРАЗ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Грифоны – сказочные существа, кочующие из культуры в культуру, пересекая тысячелетия и континенты. За долгое время сложилось несколько разных типов грифонов: классический, опникус, хиеракосфинкс, минойский грифон, аксекс, кейсонг (см.приложение Б). Именно поэтому в различных культурах образ грифона имел явные отличительные черты.

История о грифонах пришла от Скифов, кочевников населявших Центральную Азию. Скифы не имели письменности, поэтому разные упоминания животных в культуре Скифов имеют произведения искусства на зоологические темы. В 1940 году, советский археолог Сергей Руденко, исследовав несколько Скифских захоронений 5 века до н.э., обнаружил тела, мумифицированные вечной мерзлотой 2500 лет назад. Одна из мумий, воин, имела многочисленные татуировки, в том числе изображения грифона. Эта находка несомненное доказательство существования такого персонажа в Скифской культуре XXV веков назад, даже при отсутствии письменности. Позже, уже в 1971 году археолог Б.Н. Мозолевский сделал уникальную находку – захоронение молодой скифской царицы и двухлетнего царевича. В кургане была найдена пектораль сына скифской царицы и ее головного убора (см.приложение В). Здесь же мы видим изображение грифонов, тонко выполненных из золота. Однако письменного упоминания о грифонах в то время также не существовало.

Первым, кто упомянул грифонов в письменном виде, был греческий путешественник и поэт Аристей, его заметки датируются 675 годом до н.э. Аристей передвигался по торговым путям в Центральной Азии, и познакомился с племенем Скифских кочевников, Исседонов, у подножия Горного Алтая. Скифы рассказали Аристею о четвероногой птице, размерами льва, обитающей в горах и охраняющей золото. Вернувшись в Грецию, Аристей использовал образ грифона в поэме, получившей широкую популярность, зафиксировав период появления грифона в печатном слове. К сожалению, сама поэма сохранилась лишь в виде нескольких цитат у других древних авторов, но период всплеска интереса к этой теме совпадает во многих Греческих источниках.

«Грифы – чудовища с орлиными крыльями и головой и с львиным телом, сторожившие на крайнем севере Азии золотые россыпи; аримаспы – мифический народ, живший по соседству с грифами и ведший с ними непрекращавшуюся борьбу» - так описывают их мифы древней Греции.

В Греции первые изображения этих фантастических существ были отмечены в доисторическом Крите (см.приложения Г), они датируются XII веком до нашей эры. На стене одного из помещений Кносского дворца, расположенного в северной части острова Крит, изображены стражи-грифоны, охраняющие трон царя Миноса. Греки позаимствовали волшебных полуорлов-полульвов у минойцев, загадочной цивилизации, существовавшей на Крите в III-II тысячелетии до нашей эры (Рис. 1).

Рисунок 1 – Фреска из Акротири
Рисунок 1 – Фреска из Акротири

В Греции грифоны – по большей части общепризнанные хранители золота, но существуют древние символы минойской религии, где грифоны становились проводниками и спутниками в загробный мир. Об этом свидетельствует найденная в 2015 году гробница воина бронзового века в Пилосе. Захоронение неофициально нарекли гробницей Воина Грифона, так как у ног покойного лежала табличка из слоновой кости с изображением этого мифического существа. Все предметы в гробнице относятся к периоду от 1600-х до 1400-х годов до н.э.

Внешний вид египетского грифона несколько отличался от рассказов древнегреческих поэтов. Он имел белые крылья, а на шее имелись синие перья (Рис. 2). Огромные когти грифона представляли собой особую ценность, так как изменяли цвет в присутствии яда.

Рисунок 2 – Грифон из Авариса Египет
Рисунок 2 – Грифон из Авариса Египет

В мифах древних египтян грифон – мифическое существо, которое служило необычайным творением бога Гора (Рис. 3). Оно было олицетворением солнца, песка и справедливости.

Рисунок 3 – Грифон с головой Гора из Бени Хасана
Рисунок 3 – Грифон с головой Гора из Бени Хасана

Позже, на стадии расцвета Древнего Египта, полуорлы-полульвы обрели новый смысл. Они были сопровождающими воинов и обеспечивали им победу. Например, их изображение можно увидеть на церемониальном топоре Яхмоса (см.приложение Д). Грифон здесь символизирует фиванского бога войны Монту, который также как Гор изображался с головой сокола.

В искусстве Шумера и Вавилона (III-I тысячелетия до н.э.) известны изображения львиного грифона в виде крылатого льва с длинными заострёнными ушами, орлиными лапами и хвостом (см.приложение Е).

В Ассирии (XVII-VII вв. до н.э.) иногда у грифонов львиную голову заменяли головой орла с гребнем (см.приложение Ж). Для ассирийских орлиноголовых грифонов характерна короткая грива и изображение птичьей головы на кончике хвоста.

В искусстве средней Азии грифоны также получили свое широкое распространение. Анализу изображений полуптиц-полуорлов в среднеазиатском искусстве был посвящен настоящий очерк. Появление художественного образа грифона в Средней Азии относится к V-VI вв. до н.э. Первоначальная иконография его слагалась в древнейших государствах переднеазиатского мира. Тема полиморфного существа – божества, злого гения, или духа-покровителя была широко распространена в искусстве классического Востока. Изображение крылатого рогатого четвероногого с телом зверя кошачьей породы известно в комплексе Луристанских бронз (середина II тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.) (Рис. 4) и в манейско-мидийских памятниках Зивийе (IX-VIII вв. до н.э).

Рисунок 4 – Луристанская бронза (середина II тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.)
Рисунок 4 – Луристанская бронза (середина II тысячелетия до н.э. – начало I тысячелетия до н.э.)

На распространённость сюжета грифона в ахеменидском изобразительном искусстве указывают, помимо архитектурных изразцов, некоторые печати (Рис. 5)

Рисунок 5 – 1 – ахеменидский барельеф; 2 – печать с изображением грифона. V—VI вв. до н. э.
Рисунок 5 – 1 – ахеменидский барельеф; 2 – печать с изображением грифона. V—VI вв. до н. э.

В одних случаях представлена тема борьбы царя с вставшим на дыбы грифоном – перекликающаяся с персепольским сюжетом, в других – грифоны сидят в геральдической позе, с поднятыми лапами у куста хаомы, а вверху реет крылатый диск Ахурамазды. В третьих, грифон изображен в одиночку спокойно шествующим на панелях дворца Артаксеркса в Сузах. (Рис. 6)

Рисунок  6 – Фриз с львиными грифонами из Сузы IV век до н.э.
Рисунок 6 – Фриз с львиными грифонами из Сузы IV век до н.э.

В заключение этому разделу хочется сказать, что, несмотря на принадлежность грифонов к разным культурам, во всех мифологиях им были присущи общие черты – сила, быстрота и отвага.

3. ОБРАЗ ГРИФОНА В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ И ДРЕВНЕЙ РУСИ

Иконография грифона скалывалась на Руси под византийским, болгарским и западноевропейским влиянием. В древнерусском искусстве фигуры грифонов утеряли динамичность, зато приобрели импозантность. Будучи свирепыми и беспощадными, они противостоят обитателям потустороннего мира. По этой причине грифоны обрели связь с религией древних славя, чем и объясняется их присутствие в церковном искусстве. Например, изображение этого мифического существа появляется на вратах суздальского собора (Рис. 7).

Рисунок 7 – Изображение грифона на вратах Суздальского собора, 1230
Рисунок 7 – Изображение грифона на вратах Суздальского собора, 1230

В языческой вере славян существовал пантеон богов. Одним из самых почитаемых богов был Даждьбог – бог плодородия и солнечного света. Славяне считали, что именно Даждьбог дал начало всем родам славянским. По легенде Даждьбог по утрам выезжал на своей колеснице, которую влекут за собой четыре златогривых грифона. Его изображение появляется во Владимире на стенах Дмитровского собора (см.приложение И).

После великого события для всех славян – крещения Руси в 988 году, образы грифонов, несмотря на их языческое происхождение, продолжали появляться в архитектурных памятниках Древней Руси. Яркий пример – росписи Киево-Софийского собора, датирующиеся XII веком. Изображение грифонов были обнаружены в Южной башне собора. На центральном месте помещено восьмилучевое колесо Громовержца и два грифона, опирающихся на него своими передними лапами (Рис. 8)

Рисунок 8 – Росписи Софийского собора в Киеве, XII век
Рисунок 8 – Росписи Софийского собора в Киеве, XII век

Появление грифонов на куполе Православного собора XII века свидетельствуют о скифском прошлом правящей русской элиты, которая и заказала постройку этого собора.

Грифон на Руси был связан не только с церковной культурой славян. По мнению исследователя К.Г. Вагнера «изображения грифонов особенно тесно связаны с княжеской средой». Он упоминает о росписи в Софийском соборе: «В росписях Киево-Софийского собора грифоны помещены на лестничных фресках и, следовательно, адресованы непосредственно княжеской среде…». В середине XII века то же самое наблюдалось в древнем Галиче, где грифоны появлялись в интерьерах княжеского дворца или княжеского храма спаса.

Связанную с грифоном символику мы встречаем у новгородцев, которые по выражению летописца, «суть люди от рода варяжского». Впоследствии грифон стал одной из эмблем Новгородской республики. Н.Г. Порфиридов отмечает, что существует несколько экземпляров новгородских печатей с изображением грифона. Печати были найдены при раскопках 1939 года в южной части новгородского Кремля. Годом позже в Кремле на месте церкви Бориса и Глеба также был найден схожий экземпляр. Однако изображения грифонов имеют существенные отличия, но надпись на всех экземплярах гласила: «печать великаго новагорода». Например, на печати, найденной в 1983 году, отличительной деталью изображения грифона является звезда (Рис. 9).

Рисунок 9 – Грифон на новгородской печати XV в.
Рисунок 9 – Грифон на новгородской печати XV в.

Полуптица-полуорел в качестве городской эмблемы появляется в Новгороде достаточно поздно, однако археологические находки показывают, что его образ встречается в этом городе гораздо раньше. Так, в Новгороде была найдена деревянная резная колонна с изображением грифона и кентавра, датируемая XI в. Поскольку грифон на ней был вырезан выше кентавра, это указывает, что колонна изображала строение мира и могла символизировать дерево (см. приложение К).

Хотелось бы упомянуть об уникальных находках с изображением грифонов на территории Тамани, Крыма, Кубани и Алтая. Так, на этих территориях были найдены уникальные вещи: седло, чаши, а также страницы изборника 1076 года (см.приложение Л).

Таким образом, грифон стал для наших предков тотемом, духом охранителем, оберегающим весь род и каждого человека по отдельности.

4.ГРИФОН В ГЕРАЛЬДИКЕ

Любое объединение людей, будь то организация или государство, создает свою символику, которая указывала принадлежность к тому или иному государству, племени. В средние века часто для создания уникальной символики использовалась негеральдическая фигура грифона, которая символизирует объединение качеств орла и льва: бдительность, отвагу, могущество и власть. Мужской вариант грифона изображался с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона, обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо львиной части тела (Рис. 10).

Рисунок 10 – Морской грифон в гербе Путткаммер
Рисунок 10 – Морской грифон в гербе Путткаммер

В геральдике наших городов очень много примеров появления грифонов. С VI в до н.э. изображение мифического существа становится гербом Керчи когда Керчь (в то время Пантикалей) была столицей Бослорского царства.

Грифон изображен с «S» образным хвостом на красном прямом щите «французского» типа. В нижней части щита, под ногами мифического существа, размещен золотой ключ с овальным кольцом (Рис.11).

Рисунок 11 – Малый герб города Керчь
Рисунок 11 – Малый герб города Керчь

17 ноября (по некоторым данным 6 апреля) 1844 года император Николай I утвердил герб Керчи в следующем описании: «Среди золотого поля чёрный скачущий грифон, служивший прежде гербом столицы царей Боспорских — Пантикапеи, на месте коей основана нынешняя Керчь. Внизу ключ, означающий вход у Керчи из Чёрного моря в Азовское. Герб украшен сверху короною.» В последующие времена герб претерпел некоторые изменения, как в цветах, так и в символике, сохранив однако основные элементы: Грифона, ключ, корону.

В центральной части герба города Саянска также красуется изображение полульва-полуорла (Рис. 11). Образ грифона символизирует природных богатств края: поваренной соли, как сырья химического производства, давшей жизнь и развитие городу. Основная идея герба – грифон-человек бережно хранит, использует и приумножает природные богатства.

Рисунок 11 – Герб города Саянска
Рисунок 11 – Герб города Саянска

На полном гербе Свердловской области грифоны выступают в роли держателей щитов со знаменами (Рис. 12). Одной из традиционных версий эта идея восходит к Геродоту, который соотносит Рифейские горы, подступы к которым охраняются грифонами, с Уральским хребтом. Грифоны являются стражами сокровищ и указывают на богатства недр области. Кроме того, они отражают роль Урала в формировании оборонной мощи России на суше, в небесах и на море. Причастность к славе российской армии в частности, отражают и знамена в лапах.

Рисунок 12 – Полный герб Свердловской области
Рисунок 12 – Полный герб Свердловской области

Хотелось бы отдельно сказать и про родовой герб Романовых, на котором также появляется грифон (Рис. 13). Здесь он изображен в красном цвете на серебряном поле, он держит меч и золотой тарч (круглый щит), увенчанный небольшим черным орлом. На черной кайме восемь оторванных львиных голов (четыре золотых и четыре серебряных).

Рисунок 13  – Фамильный герб Романовых
Рисунок 13 – Фамильный герб Романовых

Достаточно неясен вопрос о происхождении изображений на знамени. Львы могут восприниматься как символ храбрости, грифон – власти. Часто выдвигалась версия о том, что боевое знамя Романовых появилось еще во время Ливонской войны у Никиты Захарьина-Юрьева. Вполне возможно, что еще в XVI веке орел связывался с легендарным прусским происхождением Романовых. По другим версиям двуглавый орел мог быть позаимствован из византийской символики, где являлся территориальным или родовым знаком. Этот фантастический зверь еще присутствует иногда в обрамлении большой царской эмблемы в XVII веке, но совсем исчезает с петровских времен.

В геральдике грифоны получили широкое распространение. Немало примеров их изображения в других странах и городах, где они приобретают свой уникальный смысл в зависимости от местоположения, истории и времени их создания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С момента появления грифонов в орнаментальном искусстве прошло уже не одно тысячелетие. Первые, нам известные изображения мифических существ датируется XXV веком до нашей эры. За это время сложилось множество видов грифонов, имеющих уникальные значения в разных культурах. Люди в своем творчестве восхваляли их быстроту, силу и могущество. Они побывали на Иранских, Новгородских печатях, великолепных скифских украшениях из золота, фресках древних цивилизаций, различных эмблемах, гербах, чашах, книгах и т.д.

Нельзя недооценивать вклад грифонов в орнаментальное искусство. Даже сегодня они продолжают обогащать архитектуру и скульптуру своими образами, мифические птицы появляться в творчестве современных художников, скульпторов и архитекторов, а с помощью компьютерной графики они оживают на экранах телевизоров. Многие их изображения до сих пор красуются на различных гербах и эмблемах.

Главная загадка остается до сих пор неразгаданной – почему же грифоны спустя века не утрачивают своей актуальности. Люди тысячелетиями воссоздавали образы загадочных существ, воспевая их могущество и связь с небом и землей. Возможно, людей привлекали мифы, описывающие их силу и связь с потусторонним миром. Может быть, когда-то они действительно существовали, охраняя золото и символизируя двойственное начало. Не исключено, что это тайна так и останется неразгаданной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы/М.И. Артамонов – Санкт-Петербург: Издательство Ленинградского университета, 1974 – 156 с.

2. Канторович А.Р Истоки и вариации образов грифона и грифоноподобных существ в раннескифском зверином стиле VII-VI вв. до н.э./А.Р. Канторович – Москва: Библиогр, 2010 – 224 с.

3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции/Н.А. Кун – Москва: Эксмо 1922 – 580 с.

4. Петрухин В.А. История народов России в древности и в раннем средневековье/В.А. Петрухин, Д.С. Раевский – Москва: Юрайт, 2018 – 403 с.

5. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси/Б.А. Рыбакова – Москва: Академический проект, 2019 – 806 с.

6. Серяков М.Л. Рюрик и мистика истинной власти/М.Л. Серяков – Москва: ЛитагентВече, 2016 – 470 с.

7. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции/Г.И. Соколов – Москва: 1980 – 271 с.

8. Токарев С.А. Грифоны, Мифы народов мира/С.А. Токарев – Москва: Советская энциклопедия, 1987 – 336 с.

9. Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний восток/В.П. Яйленко – Москва: Наука, 1990 – 223 с.

10. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X-XII вв./В.Л. Янин, П.Г. Гайдуков – Москва: Интрада, 1998 – 225 с.

Приложение А

Прототипы грифонов в природе

1 – степной орел; 2 – голова птицеголового крылатого гения на алебастровом рельефе дворца Ашшернацирпала II (883-859 гг. до н.э.) в Кальху; 3 – беркут; 4 – черный гриф; 5 – бронзовый атташ котла из Олимпии, VII в до н.э.
1 – степной орел; 2 – голова птицеголового крылатого гения на алебастровом рельефе дворца Ашшернацирпала II (883-859 гг. до н.э.) в Кальху; 3 – беркут; 4 – черный гриф; 5 – бронзовый атташ котла из Олимпии, VII в до н.э.

Приложение Б

Виды грифонов

Наглядная иллюстрация разных видов грифонов. Classic griffin – классический грифон,  opinicus – опиникус, hieracosphinx - хиеракосфинкс,Minoan griffin – минойский грифон, axex – аксекс, keythong – кейсонг.
Наглядная иллюстрация разных видов грифонов. Classic griffin – классический грифон, opinicus – опиникус, hieracosphinx - хиеракосфинкс,Minoan griffin – минойский грифон, axex – аксекс, keythong – кейсонг.

Приложение В

1 – Головной убор скифской царицы
1 – Головной убор скифской царицы
 2 – Пектораль
2 – Пектораль

Приложение Г

1 – Барельеф в Кносском дворце
1 – Барельеф в Кносском дворце
2 – фрески Кносского дворца о.Крит
2 – фрески Кносского дворца о.Крит
3 – фрески Кносского дворца о.Крит
3 – фрески Кносского дворца о.Крит

Приложение Д

Церемониальный топор Яхмоса, около 1570 год. до  н.э. Египет
Церемониальный топор Яхмоса, около 1570 год. до н.э. Египет

Приложение Е

1 – Печать из халцедона, Вавилония
1 – Печать из халцедона, Вавилония
2 – Шумерская цилиндрическая печать II тыс. до н.э.
2 – Шумерская цилиндрическая печать II тыс. до н.э.

Приложение Ж

-25
-26

Ассирийские таблички из слоновой кости с изображение грифона (IX-VIII вв. до н.э.)

Приложение И

1 – барельеф «Вознесение Даждьбога» на стенах Дмитриевского собора
1 – барельеф «Вознесение Даждьбога» на стенах Дмитриевского собора
фасад Дмитриевского собора, изображения животных, грифоновы трехлистники (конец XII – начало XIII века),г. Владимир
фасад Дмитриевского собора, изображения животных, грифоновы трехлистники (конец XII – начало XIII века),г. Владимир

Приложение К

Деревянная резная колонна с изображением грифона и кентавра, XI
Деревянная резная колонна с изображением грифона и кентавра, XI

Приложение Л

1 – чаша с изображением грифона, найденная в районе Тобольска
1 – чаша с изображением грифона, найденная в районе Тобольска
2 – Браслеты из Киева и Рязани с изображением грифонов и семаргла
2 – Браслеты из Киева и Рязани с изображением грифонов и семаргла
3 – иллюстрации с изображением грифона на страницах изоборника 1076 года
3 – иллюстрации с изображением грифона на страницах изоборника 1076 года
4 – Эрмитаж. Алтай. Пазырык. Покрышка седла, сюжет «грифон терзающий козла», V век до н.э.
4 – Эрмитаж. Алтай. Пазырык. Покрышка седла, сюжет «грифон терзающий козла», V век до н.э.