Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Сохранить нельзя снести: 5 спорных зданий России

Источник фото: Ilya Varlamov/ zyalt.livejournal.com
Источник фото: Ilya Varlamov/ zyalt.livejournal.com

Эйфелеву башню построили для Всемирной торговой выставки 1889 года. Сооружение было временным входом в павильоны и вызывало своим видом недовольство парижан. Однако сейчас это главный символ Франции. Мы нашли для вас здания, которые сейчас являются предметом горячих споров и дискуссий в России, но в будущем могут стать символами своей эпохи (или уже стали!). 

Дом советов, Калининград, Калининградская область 

Источник фото: Виталий Невар/ТАСС
Источник фото: Виталий Невар/ТАСС

Уже один из самых узнаваемых символов модернизма в СССР. Дом советов стоит на месте разрушенного Кёнигсбергского замка. Строить здание начали в далёком 1970 году и до сих пор не закончили. Так что находящийся в центре Калининграда Дом советов — это уже символ всех долгостроев России. Между жителями города не было единого мнения: кто-то предлагал это здание уничтожить, кто-то считал, что его официально нужно признать памятником. А вот власти региона решили снести символ советского модернизма и уже представили проект новой застройки. Архитекторы Калининграда его раскритиковали, назвав банальным, вторичным и не вписывающимся в историческую среду города. Так что дискуссии по Дому Советов пока не заканчиваются.

«Лахта Центр», Санкт-Петербург

Источник фото: пресс-служба «Лахта Центра»
Источник фото: пресс-служба «Лахта Центра»

Небоскрёб для офисов и штаб квартиры «Газпрома» расположился на берегу Финского залива. Жители города быстро окрестили здание «кукурузиной» и «огурцом». Изначально самое высокое здание Европы (высота 462 метра) должно было расположиться в центре Петербурга, но массовые протесты горожан заставили заказчиков переместить «Лахта Центр» на окраину. В 2021 году «Газпром» представил проект ещё одного небоскрёба высотой 703 метра. Не существующему зданию народ тут же придумал свои названия: штопор и сосуля. 

Однако несмотря на всё недовольство «Лахта Центр» уже воспринимается как неотъемлемая часть петербургского ландшафта и стала популярным туристическим местом. Небоскрёб наглядно демонстрирует, что в наше время ещё возможны компромиссы между застройщиками, урбанистами и обычными горожанами. К тому же, «самое высокое здание Европы» звучит гордо!

«Остров мечты», Москва

Источник фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Источник фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

Это российский аналог «Диснейлэнда»: с огромной парковкой на входе, кучей магазинов внутри и не совсем понятной развлекательной концепцией для детей в зоне аттракционов (создатель парка Амиран Муцоев заявлял, что они переписали всем известные западные сказки и мультфильмы). На постройку гигантского торгово-развлекательного комплекса ушло столько же денег, сколько и на самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифу в Дубае. Сразу после открытия на «Остров мечты» обрушилась критика и главным её лозунгом была фраза: пластмассовый мир победил. Тем не менее«Остров мечты» вполне популярен среди москвичей и туристов: они едут туда и в огромный молл с кучей магазинов, и на аттракционы. Чем не символ культуры потребления?

Центр города Йошкар-Ола, республика Марий Эл

Источник фото: Вячеслав Степанов
Источник фото: Вячеслав Степанов

История современного центра Йошкар-Олы началась с эксцентричного желания бывшего главы  республики Марий Эл Леонида Маркелова. Он решил собрать в городе копии более-менее известных достопримечательностей России и мира. Так, в Йошкар-Оле появилась набережная Брюгге со статуями принца Монако и Грейс Келли, Спасская башня (без Кремля), памятник Медичи, что-то среднее между Спасом-на-Крови в Петербурге и московским собором Василия Блаженного. Всё это сделано из красного кирпича, а между зданиями — пустые асфальтовые поля. Если вбить в поисковик Яндекса запрос «Йошкар-Ола центр» одним из продолжений будет «безвкусица». 

Храм всех религий, Казань, республика Татарстан

Источник фото: вселенскийхрам.рф
Источник фото: вселенскийхрам.рф

Вселенский храм задумывался и начал строиться двумя братьями Ильдаром и Ингизом Хановыми. Здание очень яркое и эклектичное: в нём собраны маковки православных церквей, мусульманские минареты, католические шпили, обыгрываются мотивы из архитектуры других религий. Внутри настоящий лабиринт с лестницами, переходами, залами, художественными мастерскими и галереями. Авторы проекта позиционируют его как символ диалога цивилизаций. Несмотря на благородную идею и вкладываемые усилия, храм всё-таки ощущается как новострой, коим и является. В нём как будто нет души и глубины всех тех религий, которые в этом здании попытались соединить.