Представителем подобной концепции является теория Э. Эриксона, американского психолога. Он предполагал, что формирование и развитие личности проходит стадии, предопределенные генетически. Эти этапы отражают всю жизнь человека.
Их чередование отмечается переменами во внутреннем мире и отношениях с окружением. Каждая стадия приносит что-нибудь новое, свойственное именно ей. Причем для этого в прошлом должны сформироваться предпосылки, сложиться определенное поведение и психология. Так происходит становление личности, в ходе чего появляются не только хорошие, но и плохие качества. В отображении Э. Эриксона выделены лишь две линии, по которым проходит формирование и развитие личности. Первая - норма, вторая - аномалия. В строго таком виде они практически не существуют, но включают все промежуточные вариации.
Эриксон указал 8 неизбежных для каждого жизненных кризисов
Учитывая все возможные критические моменты, нравственное развитие и воспитание личности проходит 8 возрастных стадий, соответствующих им.
- Доверия или недоверия на 1 году существования.
- Возраст до 3 лет характеризуется приобретением автономии против сомнений и стеснений.
- Возникновение инициативы, уравновешивающей вину (до 6 лет).
- Трудолюбие, возникающее, как преодоление чувства неполноценности (до 12 лет).
- Самоопределение против не интересности личности (до 18 лет).
- Общительность с элементами интимности вместо изолированности (до 20 лет).
- От 30 до 60 лет человек старается не "погружаться в себя", а заниматься воспитанием поколений и заботой.
- После 60 лет человек должен прийти не к отчаянию, а к удовлетворенности
Пояснения:
- Ребенок общается со взрослыми. Если его окружает любовь, появляется доверие. А при игнорировании просьб, пренебрежении возникает недоверие, как черта. Далее образуются предпосылки стремления к обществу или отстранения от него.
- До 3 лет формируется уверенность в себе и самостоятельность. Будучи еще зависимым от взрослых, ребенок закладывает в себе неуверенность, сомнение в способностях, если характер общения с родителями не располагает к норме.
- Стадии 3 и 4 - появление любознательности, заинтересованности и активности (от 3 до 11 лет). Возникают любовь к деятельности и навыки общения. При аномальном ходе событий духовное саморазвитие приходит к пассивности, безразличию к окружающим, чувству неполноценности.
- На пятой стадии (до 20 лет) личность определяется согласно ориентирам. Негативное духовное саморазвитие может проявиться в виде путаницы ролей, как половых, так и общественных. Познание себя происходит в ущерб созданию отношений с окружающим миром.
- В период от 20 до 45 лет реализуется личная жизнь. В случае неудачи приходит изоляция от других людей, непредсказуемость, возникает неразборчивость в отношениях.
- Стадия № 7 посвящена творческой жизни зрелого человека. Аномальная линия проявляется в виде эгоизма, отсутствия производительности в труде, может сопровождаться болезнями,
- После 60 лет человек взвешивает и оценивает прожитую жизнь, что может реализоваться либо удовлетворением, либо осознанием бессмысленности пройденного пути.
Желаем всем здоровья и добра!
Оригинал статьи находится здесь.
Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал.