Среди большого количества довольно сложных детей нашего учреждения, которые наряду с ОВЗ отличаются непривычным для обывателя поведением, встречаются ребята, чьей находчивости можно прямо позавидовать.
Честное слово, порой складывается впечатление, что ребенок во-первых - более смышленый, чем о нем говорят мама и не очень приятная запись в карте, а во-вторых – может быть, этому смышленому ребенку просто удобно играть роль "пенечка", чтобы с него меньший спрос был?
Конечно, это лишь несмелые рассуждения об очевидном и одновременно попытки умягчить их, дабы меня не посчитали категоричной. Все-таки я говорю о детях с ментальными нарушениями, являясь не медиком, а кружковым педагогом, работающим с этими детьми. Поэтому стараюсь быть максимально осторожной в своих суждениях.
А теперь непосредственно пример:
Аленочка
Девочка 6 лет, по "докам" - ребенок с выраженными нарушениями умственного и эмоционального развития. Очень милый ребенок, не такой, к которым мы привыкли. Агрессии - никакой, слёз, "ужимок и прыжков" - нет. Но, правда, и речи тоже нет.
Тихая, медлительная и очень улыбчивая. Сидит перед любым специалистом и улыбается. Не скалится, а чисто и светло улыбается. Только вот смотрит не на специалиста, а куда-то сквозь него.
Вердикт Ларисы Владимировны (Л.В.)
Л.В. работала у нас руководителем "декоративно-прикладного" кружка (только, увы, довольно недолго). После индивидуального занятия с Аленочкой она сильно негодовала. Пришла к нам в кабинет и заявила, что не видит смысла "выпрыгивать из брюк и пытаться чему-то Аленочку учить, ведь ребенок - никакой, не острее кончика во-он той пирамидки на полке!" И указала пальцем на пирамидку с довольно широким закругленным кончиком.
Ага, понятно…
Ну а для Л.В., полжизни проработавшей в частной художественной студии для одаренных (в прямом смысле) детей, конечно, поведение Аленочки на уроке было в новинку.
А что с поведением?
Ничего особенного. Сидит, никого не задирает. Молчит (да она всегда молчит). На просьбы "возьми клей", "подержи коробочку" или "прижми деталь пальцем" - обыкновенно улыбается… и продолжает просто сидеть, расслабив ручки.
Не понимает просьбы? Или обращенную речь в целом? Ха, тогда как объяснить, что на фразу "Всё. Урок окончен. Можно идти", Аленочка с улыбкой встает и идет к выходу?
То же самое на уроках музыки
Опытнейший педагог М.М. просит ребят взять в руки бубен. Естественно, у Аленочки на лице недоумевающая улыбка (а что такое бубен?). Но ведь она видит, что еще двое ребят берут по бубну из корзиночки, и сам инструмент она видела неоднократно, ведь занятие далеко не первое. Ан нет! Не понимаем-с!
Даже когда М.М. уже сама протягивает ей бубен в руки со словами "на, держи", тогда Аленина мама, не выдержав, берет бубен и методом "рука в руке" играет вместе с дочкой.
А может Аленочка и ждала действий мамы, прикидываясь "ничего не понимающей"? Знала, что все равно "мама сделает все за меня, а мне не придется напрягаться?" Ведь мама ее жалеет, а трудиться - мало кому приятно.
Зато в игровой комнате, когда кто-нибудь из "говорящих" детей предлагает поиграть, допустим, в "доминошки с котятами", она и берет с полки, из большой стопки коробок набор именно с котятами, а не с цветочками. Стало быть - далеко не глупенькая!
Салфетка для носа
А это уже на моем уроке было. Как я и ожидала: посадить пальчиковую куклу-лису в "ледяной" домик, а зайку - в "лубяной" ээээ… не получилось. Кладу Аленочке в руку зайца, протягиваю саму руку к коричневому домику, а не к белому: "Ну, давай, сажай!"
А она смотрит не на домик, а с улыбкой на меня (или сквозь меня). Чихнула. Смотрит опять, а у самой - сопли под носом ручьем, шмыгает и все улыбается. Протягиваю ей большой рулон с мягкими одноразовыми салфетками: "Алена, на, возьми". Ну и потом, медленно по очереди еще задания: "Оторвать салфетку" и "Вытереть нос".
И она - мигом: и салфетку шустро оторвала, и высморкалась "как профессионал", т.е. умеючи. И зная в целом, что с салфетками делают. Даже в ведерко потом бросила. Без напоминаний.
Ну вот кто скажет, что девочка - "никакая"? Ведь в вопросах, касаемых ее собственного удобства, она очень даже "какая". "А чтобы потрудиться - так пусть это сделает кто-то другой, а я лучше еще немного побуду маленькой и беспомощной".
Дорогие читатели, как всегда, благодарю за посещение.
Признательна за каждый Ваш добрый лайк и подписку на КАНАЛ
Ух ты, он - говорящий! Это, наверное, профессиональная деформация
Все, кто мешает ребенку на развивающем занятии, покиньте кабинет
Особенные дети в особенном мире мебели. Предметы мебели в новой роли пугают педагогов
#дети #учителя и дети #развивающие занятия #обучение детей #особенный ребенок