Найти тему
Мурманский вестник

Так ли нас любят мурлыки, как мы любим их

Не стоит обольщаться

Мою кошку хлебом не корми - дай только со мной пообниматься. Сначала она бегает следом и канючит: мяу да мяу - возьми, мол, на ручки. Если я не занята срочными делами - стиркой, уборкой, готовкой или сидением за компьютером, то наклоняюсь к ней, беру поперек живота и закидываю вымогательницу на себя. Она тут же включает свою урчалку. Гудит - как маленький генератор.

- Вот как ты меня любишь, - мурлыкаю в ответ ей в ушко. Кошка поднимает на меня сонный затуманенный взгляд, смотрит вприщур: полноте, да какая тут любовь, я о тебя просто греюсь.

Да, уверяют кошкологи и кошковеды, когда нашим усатым-полосатым не хватает тепла, они тянутся к человеку. Ведь на взгляд маленького, где-то, в среднем, трехкилограммового существа наши 60-80 и более килограммов, наполненных силой и энергией, - это уже электростанция. Как не воспользоваться ею, как не подзарядиться?..

А просматривая в Интернете видеосюжеты из жизни домашних питомцев, обратила внимание, насколько похожи кошачьи повадки, насколько похоже их поведение по отношению к человеку. Разной пушистости и разного окраса васьки и мурки, как и моя, обнимаются с хозяевами, льнут к ним, заглядывают в глаза, трутся своей круглой башкой об руку, провоцируя человека на почесунчики. Также заинтересованно кладут ему, сидящему за обеденным столом, лапку на бедро и вытягивают шею: что ты там ешь, не мой ли мягкий корм из серии «Гурмэ» уплетаешь, а мне не даешь?

Ох уж эти когтистые загребущие передние лапы, заменяющие котам руки. До сих пор помню одну восхитившую меня фотографию, на которой кота, собственно, и нет. Есть лишь его пальчики с когтями, едва дотянувшиеся до поверхности кухонного стола. Наглые такие когтистые пальчики, которые тщетно пытаются подцепить бутерброд с колбасой. Вожделенный бутерброд кот не видит, но чувствует его запах. И котофей буквально из шкуры лезет, чтобы достать вкуснятину.

Этот снимок я видела давно, у меня и кошки-то еще не было тогда. А тут стою как-то на кухне у раковины, мою кастрюльку. Услышав досадливое кряхтение моей красавицы, поворачиваю голову и вижу: стоит она на задних лапках возле стола, одной передней держится за край, другую вытянула далеко вперед, вслепую шаря по досягаемой поверхности, посреди которой исходила паром только снятая с плиты отварная говядина.

Я удивилась настойчивости кошки, но больше тому, что она пыталась стащить мясо именно из такой позиции, а не грациозно вскочив на стол и не обнюхав все, что там имеется. Ведь взгромоздиться всеми четырьмя лапами на запретную территорию - священную поверхность обеденного стола - она может не задумавшись, даже у меня на виду. Без меня, наверно, топчется по ней вдоль и поперек. Но при мне не успевает даже носом повести. Я кричу ей «брысь!» и машу руками. Втянув голову в плечи, она молниеносно улепетывает прочь из кухни, чтобы через минуту заявиться туда снова как ни в чем не бывало.

Итак, все кошки одним миром мазаны. Не из любви к нам просятся на ручки, а погреться. Попробуйте, кстати, из лучших побуждений приласкать животину, когда она этого не хочет. Не успеете прижать ее к груди, как вырвется из рук, полоснув когтями. Долго потом царапины заживают. И у ног трутся, когда на кухне мясом пахнет, не выпрашивая кусочек, а требуя. Жалобное «мя» быстро заменяется рявкающим «мря», если хозяин замешкается.

Царь Васька и царица Мурка

Кстати, а кто на самом деле в доме хозяин? Если по существу разобраться, у своих васек да мурок мы самые что ни на есть вышколенные слуги, которых они, снисходя, терпят. И чем ниже мы перед ними склоняемся: водичку сменить, кусочек мяска помельче порезать, пузечко пощекотать, в кошки-мышки поиграть - кто мышка, понятное дело, - тем сильнее борзеют котяры. В результате имеем царя Ваську или царицу Мурку. И эти царствующие особы наводят в нашем доме (нашем ли?) свои порядки, устанавливают свои правила.

Один знакомый рассказал как-то, что устроил ему кот, вернувшийся после передержки в родной дом. Сергей уезжал в отпуск и на три недели кота Семку оставил у друзей. Когда вернулся и пришел за котиком, тот с ним не разговаривал, отворачивал обиженную морду и помалкивал. Дома, как только его выпустили из переноски, опорожнил свой кишечник прямо посреди гостиной. Затем начал бегать по стенам, мебели, занавескам, круша и сбрасывая все вокруг. При этом поглядывал на Сергея, видит ли он? Это была демонстрация, это был взрыв негодования за понесенные в передержке муки. Между прочим, его там на руках носили, закармливали, задабривали, пылинки с него сдували. Сергей перенес эту бурю стоически, ругать кота не стал, а взял веник, чтобы все прибрать, подобрать. Семен же, чувствуя, что уже переборщил, увидев в руках хозяина веник, на всякий случай шмыгнул за диван.

Потом мужики помирились и до следующего отпуска жили душа в душу. Да и в отпуск отправились вдвоем.

Ну, а если в семье не один кот, а несколько... Восемь, например, как показали недавно по телевизору в одной из передач про животных. Это что же, восемь царей и цариц получается на двух слуг - семейную пару, которая всех этих котов подобрала на улице. Конечно, им лучше жить в доме, где о них заботятся, но здесь возникает другая проблема. Ведь каждый требует особого внимания к себе. Кошки - они такие, их надо превозносить до небес, восхищаться ими и непрестанно им об этом говорить. Вот тогда они довольно мурлыкают и важно шествуют по дому - хвост трубой. Им нужно персональное внимание. А восемь-то кошек поди пообнимай.

Слышала еще одну историю про то, как жили у хозяйки собачка и молодая кошечка. Они соперничали между собой за внимание хозяйки. Через какое-то время в этой семье появился еще один кот - шикарный норвежец, уже взрослый. Всю жизнь, как говорила женщина, о таком мечтала. Любила она всех одинаково, однако стала замечать, что норвежец обижает молодую кошечку. Хозяйка решила восстановить справедливость с помощью профессионала и пригласила человека, специализирующегося на психологии кошек. Тот ее выслушал, понаблюдал за животными, проанализировал их поведение и сделал неожиданный вывод. Это не норвежец обижал кошечку, а кошечка, объединившись с собачкой, стала провоцировать новенького на агрессивные действия. Это они ущемляли, обижали и подставляли новичка, что подтвердили и кадры видеозаписи.

Значит, все-таки ценят цари и царицы внимание своих слуг, ревностно относятся к соперникам. Вот я и думаю, прежде чем брать то, «о чем всю жизнь мечтал», приглядись, может, твоя мечта давно уже под ногами бегает в твоей собственной квартире. Надо бережно относиться к психологическому комфорту домашнего любимца.

А вообще, несмотря на все сказанное выше: любит ли тебя пушистая мурлыка или за прислугу держит; считает ли, что ты по гроб жизни обязан служить ей за непревзойденную красоту и обаяние - несмотря на все это, я твердо уверена, что кошка - душа дома. В каждом доме должна жить кошка - это олицетворение уюта и гармонии в нем.

Особенно она хороша, когда спит, свернувшись калачиком в кресле, немыслимо вывернув голову, прикрыв нос лапой и индуцируя вокруг такое благолепие, такое умиротворение, что прощаешь ей и царапины на руках, и разодранные обои в коридоре, и партизанские рейды на кухню по кастрюлям и сковородкам, и многое-многое другое. Ведь если душа дома довольна, значит, и в доме все хорошо.

Автор: Галина Дворецкая