РЕАКЦИЯ ХУДЖРА И ЕГО ТОВАРИЩЕЙ НА ДЕЙСТВИЯ НАМЕСТНИКА КУФЫ
Во времена Достопочтенного Али Куфа была городом, в котором царила справедливость. Однако уже через год после убийства Имама поставленные Муавией наместники начали творить возмутительные беззакония и притеснять народ, пока Куфа не стала городом, в котором никому не была гарантирована безопасность его жизни и имущества.
Сначала Муавия назначил наместником в Куфу Мугайру б. Шаби’а и сказал ему:
«Смотри не будь небрежен, проклиная Али и его сподвижников. Смотри не верь друзьям и сподвижникам Али!».
Мугайра сделал в точности, как ему сказал Муавия. Худжр б. Ади неоднократно выступал против Мугайры по причине этой его несправедливости и противоречивших религии поступков. Он сказал ему: "О Мугайра! Я свидетельствую, что те люди, которых ты проклинаешь и порицаешь, стоят выше и более достойны похвалы, чем те люди, которых ты восхваляешь».
Мугайра, в свою очередь, стал угрожать Худжру и оказывать на него давление со словами: «Не забывай, что тебя погубит гнев эмира»[1].
Ибн Аби-ль-Хадид пишет:
«Дабы снискать расположение Муавии, Мугайра лично произносил проклятия в адрес Достопочтенного Али, но не остановился на этом и повелел произносить проклятия всем проповедникам со своих минбаров. Не подчинившимся приказу он угрожал пытками и казнью.
Однажды Мугайра стал заставлять Худжра б. Ади проклинать Достопочтенного Али. Однако Худжр поступил вопреки тому, что от него требовал Мугайра, и обратился к народу со следующими словами:
«О куфийцы! Ваш наместник просит меня проклинать Достопочтенного Али, а вы проклинайте его самого (Мугайру)!».
Все куфийцы в один голос прокричали: «Да проклянет Аллах Мугайру!». Поняв, что проклятие было адресовано ему, Мугайра, тем не менее, не сказав ни слова, вышел из мечети и ушел[2].
В последние дни своей жизни Мугайра лишил Худжра и его товарищей полагавшихся им выплат из Бейт аль-Мал, являвшихся источником их пропитания.
После смерти Мугайры в 51 г. хиджры Муавия назначил наместником Куфы Зийада б. Абихи. Шесть месяцев в году Зийад проводил в Басре, а другие шесть месяцев - в Куфе. Он был наместником обоих этих городов.
Воспользовавшись отсутствием Зийада, Худжр и его товарищи стали открыто проклинать Муавию. Об этом было доложено Зийаду. Зийад сразу же отправился в Куфу, послал за Худжром и велел привести его к нему. Худжр сказал Зийаду: «Гарантируй мне неприкосновенность моей жизни, и я отправлюсь в Шам к Муавии, чтобы рассказать ему о своих заботах». Однако Зийад схватил Худжра и его товарищей, и бросил их в темницу под предлогом отправки их в Шам. Он не мог их убить, потому что обещал им как наместник неприкосновенность их жизни. В то же самое время, он писал в Шам Муавии письма, наполненные ложью и клеветой. Муавия зачитал в Шаме перед народом одно из этих писем и приказал казнить Худжра и его соратников.
Зийад намеревался тем или иным образом убить Худжра и его товарищей. Когда они отправились в Шам, их задержали. В местечке под названием Аль-Азра их вновь бросили в темницу по приказу Муавии. Там они оказались в темнице вместе с поверенными из Шама, которые сказали Худжру и его спутникам: «Мы государственные люди, идем из Шама. Сначала нам повелели проклинать вас, Али и его сподвижников. Сказали нам, что нас отпустят на свободу, если мы станем проклинать, а в противном случае мы будем убиты». Они ни в коей мере не захотели произносить проклятия в адрес Достопочтенного Али. В это самое время палачи велели Худжру и его товарищам рыть себе могилы и облачиться в саваны. Выкопав себе могилы, с вечера и до самого утра Худжр вместе с товарищами были заняты поклонением, мольбами и молитвами.
Когда наступило утро, палачи в последний раз попросили их произнести проклятия в адрес Достопочтенного Али и его детей. Однако Худжр и находившиеся рядом с ним сказали: «О Аллах! Будь свидетелем тому, что мы не сказали ни слова, в котором было что-либо оскорбительное для Повелителя Правоверных Али. Мы лишь любим его и проклинаем его врагов».
После этого палачи после мучительных пыток над ними убили их. Их было семеро.
Таким образом, осуществилось предсказание Достопочтенного Али, сказанное им много лет назад Худжру и его товарищам. Достопочтенный Али говорил о них:
«О куфийцы! Семеро великих людей из вашего числа будут убиты в местности под названием Аль-Азра. Они будут подобны участникам битвы при Ухуде. Они будут убиты из-за своей веры в Аллаха»[3].
ВОЗДЕЙСТВИЕ УБИЙСТВА ХУДЖРА И ЕГО ТОВАРИЩЕЙ НА ЛЮДЕЙ
Весть о мученической смерти Худжра дошла до мусульман. Эта новость вызвала бурю негодования в народе. Люди стали спрашивать друг друга: «В чем был их грех, чтобы отрубать им головы?»[4].
Когда Муавия встретился с Айшой, она сказала ему:
«Зачем ты убил Худжра и его товарищей?».
Муавия ответил: «Я убил их из соображений блага мусульман. Их присутствие было во вред умме и угрожало ей».
Айша, в свою очередь, сказала: «Я слышала от Посланника Аллаха: Скоро в местности под названием Аль-Азра будет убито несколько людей, из-за смерти которых Аллах и обитатели небес разгневаются на обитателей земли».[5]
Хасан аль-Басри говорит по этому поводу: «Даже если мы закроем глаза на все ошибки и грехи Муавии, но четыре его ошибки ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Одна из этих ошибок – убийство Худжра и его товарищей. Это преступление приведет Муавию в ад. Горе Муавии! Горе ему за то, что он сделал с Худжром и его товарищами!»[6].
Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдар Баша
[1] Тарих ат-Табари, т. 5, с. 254; Аль-Агани, т. 17, с. 137.
[2] Шарх Ибн Аби-ль-Хадид, т. 4, с. 58.
[3] Тарих ат-Табари, т. 5, с. 275; Аль-Камиль фи-т-тарих, т. 2, с. 497; Аль-Агани, т. 17, с. 155.
[4] Тарих ат-Табари, т. 5, с. 279; Аль-Агани, т. 17, с. 157; Шарх Ибн Аби-ль-Хадид, т. 16, с. 51; Аль-Гадир, т. 11, с. 54.
[5] Тарих ат-Табари, т. 8, с. 56.
[6] Тарих ат-Табари, т. 8, с. 279.