Найти тему
АвтоДвиж

Поездил на газовом IVECO Daily: заправляться дёшево, но есть нюансы...

Иностранные малотоннажные фургоны с газобаллонным оборудованием (ГБО) на нашем рынке – большая редкость. Помню, что лет десять назад Volkswagen пробовал к нам возить «каблучки» Caddy с метановым ГБО, но эти машинки, как говорится, «не зашли». Еще помню фургоны Mercedes-Benz Sprinter NGT, на которых стоял 1,8-литровый бензиновый двигатель с механическим нагнетателем от легковых «мерседесов», который можно было «кормить» бензином АИ-95 или метаном. На такой машине я в 2014 году наездил в тестовом режиме несколько тысяч километров, и она мне весьма понравилась. Но рынок такие «Спринтеры» тоже не принял. А вот компания IVECO для газовых модификаций микроавтобусов, фургонов и грузовичков Daily нашла в России довольно стабильный сбыт. За прошедшее десятилетие я уже успел поездить на трех разных Daily, потребляющих метан. И вот – четвертая такая машина: уже нового поколения, да еще и с автоматической коробкой.

Хотя, «нового поколения» – это не совсем правильные слова. Поколение – то же самое, что дебютировало еще в 2014 году. Но затем дважды Daily подвергались небольшим обновлениям: в Европе – в 2016 и 2019 году, у нас продажи таких обновленных машин начинались с опозданием на год с небольшим. Чем отличаются машины образца’2019? Во-первых, все они стали соответствовать Евро-6, во-вторых – получили обновленный передок со светодиодными фарами и бампером, разделенным на три части (раньше был цельный). В-третьих – в кабине поменялись руль и комбинация приборов, а в комплектацию машины вошли новые электронные ассистенты (адаптивный круиз-контроль, электрический «ручник» с автоматической активацией и т.д.). Вот тут на фотографиях я покажу основные новшества крупным планом:

В остальном кабина Daily сохранила прежние достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести большое количество бардачков и полочек, которыми занята каждая свободная поверхность в интерьере. Отдельно отмечу, что итальянцы по образцу немцев сделали ящик под пассажирским диваном, для доступа в который подушки сиденья можно поднимать по отдельности. Потайной бардачок спрятан даже в откидном столике, который откидывается из спинки среднего сиденья. А крышка этого бардачка представляет собой съемный планшет с зажимом для бумаг: водители-экспедиторы это точно оценят. А еще мне очень нравится двухцветная серо-синяя отделка кабины, которая оживляет интерьер. А вот к «косякам» я отнесу, например, неудобное (чересчур низкое) размещение основного бардачка напротив правого пассажира. Его крышку впору закрывать ногой!

Теперь заглянем под капот. О том, что под ним скрывается далеко не привычный дизель, можно догадаться по некоторым косвенным признакам. Например, можно заметить массивные короба, свисающие из-под днища ниже уровня порогов. Или обратить внимание на шильдики «Blue Power» и частично окрашенную в синий цвет решетку радиатора. Все это – характерные черты газовой модификации Daily, двигатель которой работает на сжатом природном газе и имеет принудительную систему искрового зажигания.

-4

Этот агрегат является ближайшим родственником 3-литрового дизеля F1C, с которым унифицирован по блоку цилиндров. Здесь тоже есть турбина, но головка блока и поршни – другие, с иной камерой сгорания и свечами зажигания. Степень сжатия в сравнении с дизелем понижена, но относительно обычных бензиновых моторов с наддувом сделана высокой: 12,5. Это позволило повысить эффективность работы мотора на метане. По уровню форсировки газовый мотор полностью соответствует одной из модификаций «младшего» дизеля F1A объемом 2,3 литра: максимально развивает те же 136 л.с. мощности и 350 Нм крутящего момента. Зато выхлоп Евро-6 достигается безо всяких мочевин и сажевых фильтров, да и уровень шума меньше: газовый мотор работает тихо и мягко.

Что ценно в условиях нашей страны с малым количеством метановых заправок, так это наличие у Daily резервной системы питания, рассчитанной на бензин АИ-95. Это хорошая страховка на тот случай, если газа в баллонах не хватит до очередной АГНКС. Правда, в силу упомянутой высокой степени сжатия при наличии турбонаддува полноценная работа такого двигателя на бензине невозможна: во избежание детонации его отдача ограничена почти двукратно – до 82 л.с. и 180 Нм. И поэтому объем бензобака очень скромный: всего 14 литров, чтобы не провоцировать водителя на регулярное использование бензина. Переключение с газа на бензин происходит автоматически, без участия водителя, как только давление в баллонах упадет ниже критического уровня. Обратный переход после заправки газа также произойдет автоматически. Кнопок принудительного переключения с одной системы питания на другую в машине нет.

Сколько же можно пройти на одной полной заправке газом? Тестовый фургон – один из самых маленьких в гамме: полной массой 3,5 тонны и с короткой колесной базой (3520 мм). На него устанавливают всего четыре баллона вместимостью 28, 30, 54 и 56 литров, что в сумме дает 168 литров. В указанный объем летом получится «затолкать» примерно 40 кубометров или 29 кг метана, потратив на это около 800 рублей. Производитель заявляет для такой версии Dailyсредний расход в смешанном цикле на уровне 9,4 кг/100 км. При этом маршрутный компьютер автомобиля считает средний расход иначе – в километрах, которые может пройти автомобиль на одном килограмме метана.

На газовой заправке около МКАД в районе Химок. Случайно ее найти не выйдет: она очень надежно спрятана в промзоне! Да еще и дорога туда ведет настолько раздолбанная и узкая, что если бы я не знал точно, что именно эта дорога верная, то не поверил бы навигатору и развернулся
На газовой заправке около МКАД в районе Химок. Случайно ее найти не выйдет: она очень надежно спрятана в промзоне! Да еще и дорога туда ведет настолько раздолбанная и узкая, что если бы я не знал точно, что именно эта дорога верная, то не поверил бы навигатору и развернулся

В течение дня, что я ездил на Daily по МКАДу и ближнему Подмосковью по своим делам, одометр отмерил 117 км пробега, а средний расход по «маршрутнику» получился равным 10,9 км/кг. Переводим эту цифру в более привычную величину – и получаем примерно 9,2 кг/100 км! Конечно, машина была пустая, но в течение дня я и потолкался в пробках, и постоял на светофорах, да и в интенсивности разгона себя особо не ограничивал. Так что приведенную «ивековцами» цифру 9,4 кг/100 км можно считать вполне достижимой на практике при бережливой коммерческой эксплуатации фургона. Таким образом, запас хода этой машины на метане можно принять равным 300 км: вполне достаточно даже для работы на межгороде.

А какие подводные камни есть у владения Daily CNG? В отличие от дизельного или бензинового аналога, любая газовая машина требует периодического освидетельствования баллонов. Для стальных баллонов под сжатый природный газ – это раз в пять лет с даты выпуска. Причем баллоны на тестовом Daily оказались выпущены раньше, чем сама машина: в 2019 году. То есть на переосвидетельствование придется ехать уже через три года. Второй нюанс заключается в значительном сокращении дорожного просвета в районе колесной базы. Из-за этого на Daily CNG едва ли получится переехать высокий бордюр, и даже на крутых «нефирменных» лежачих полицейских от водителя требуется внимание. О съезде на грунтовку я бы даже и не помышлял.

-9

Третий нюанс – это более высокая снаряженная масса газовой машины с соответствующим снижением грузоподъемности. Одни только пустые баллоны без газа, арматуры и защитных кожухов весят немало: полторы сотни килограмм. На длиннобазных Daily, где батарея баллонов массивнее, прибавка веса еще больше. В частности, у тестового фургона полной массой 3500 кг с дополнительной отделкой грузового отсека фанерой и более тяжелой автоматической коробкой от разрешенной полезной нагрузки осталось всего 840 кг(хотя благодаря этому на нем можно въезжать в Москве внутрь Третьего кольца без пропуска). И нюанс четвертый кроется в необходимости постоянно возить с собой переходник для газового штуцера под отечественные заправочные колонки: терять его ни в коем случае нельзя, иначе персонал АГНКС ничем вам не сможет помочь.

Совсем забыл показать вам грузовой отсек машины: вместимость его у данной модификации – 10,8 кубометров. Фанера на полу и ДВП на стенах – опция. Над крышей кабины есть антресоль. И, традиционно для Daily, запасное колесо закреплено внутри
Совсем забыл показать вам грузовой отсек машины: вместимость его у данной модификации – 10,8 кубометров. Фанера на полу и ДВП на стенах – опция. Над крышей кабины есть антресоль. И, традиционно для Daily, запасное колесо закреплено внутри

Теперь о том, какие впечатления я вынес из-за руля Daily CNG. На ходу по отклику машины на педаль газа толком и не отличишь газовую версию от дизельной. Внешняя скоростная характеристика у этих моторов, по-моему, одинаковая. Уверенный подхват наступает с 1500 оборотов и продолжается вплоть до отметки 3500 об/мин. Очень понравилась работа 8-ступенчатой автоматической коробки передач ZF Hi-Matic. Ездить с ней – одно удовольствие: передачи переключаются шустро, никаких рывков и толчков. Все-таки классический гидромеханический «автомат» ощутимо выигрывает в комфорте у «роботов». А большое количество ступеней позволяет и топливо экономить (при размеренной езде коробка мигом перепрыгивает на высшие ступени), и поддерживать в случае необходимости мотор в тонусе, удерживая обороты в зоне самого высокого крутящего момента. Единственное замечание – перевернутая схема переключения передач в ручном режиме: на большинстве машин более высокие передачи включаются движением джойстика от себя, а более низкие – к себе. Но на Daily все сделано наоборот. А еще очень интересно включается режим Parking: для этого нужно лишь нажать специальную кнопку в рукоятке, сам селектор двигать никуда не надо.

На джойстике автоматической коробки ZF парковочный режим включается отдельной кнопкой. Левее джойстика видна большая кнопка электрического привода «ручника»
На джойстике автоматической коробки ZF парковочный режим включается отдельной кнопкой. Левее джойстика видна большая кнопка электрического привода «ручника»

Популярность газовых автомобилей в нашей стране сдерживают три фактора. Первый из них субъективный – широко распространенное предубеждение, что «газ – это плохо». Наверняка ведь вам хоть раз доводилось слышать мифы про то, что газ убивает двигатель, газовые машины взрываются, а расход газа в три раза выше, чем жидкого топлива, поэтому нет никакой экономии. Два других фактора уже объективны. Сеть АГНКС в нашей стране до сих пор слабо развита, что заставляет тщательно планировать свои маршруты, а метановое оборудование отличается дороговизной. Так, в случае с Daily размер дополнительной инвестиции в ГБО при покупке автомобиля составляет порядка 20%.

Все-таки новый Daily красив! В отличие от машин прошлого поколения, которые выпускались до 2014 года...
Все-таки новый Daily красив! В отличие от машин прошлого поколения, которые выпускались до 2014 года...

С одной стороны, сумма значительная, но с другой – при нынешней разнице в стоимости топлива ее реально отбить за пару лет, после чего газовый автомобиль начнет «привозить» солидный дополнительный доход владельцу. А разницу в цене километра пробега прикинуть не сложно. За свой тестовый маршрут (117 км) я потратил газа на 300 рублей. Тот же пробег на солярке при среднем расходе 10 л/100 км получился бы равным примерно 585 рублей. Комментарии, думаю, излишни.

Читайте также другие мои тест-драйвы коммерческого транспорта:
- Peugeot Traveller 4x4 (2021)
- Renaul Master (2020)
- Hyundai Mighty EX8 (2021)
- Great Wall Wingle 7 (2021)

Авто
268,3 тыс интересуются