Найти тему
Юрист гуру

2 основания для привлечения к субсидиарной ответственности при банкротстве

1. Основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В общем случае Закон о банкротстве предусматривает следующие основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности:

  • за невозможность полного погашения требований кредиторов, ст. 61.11 Закона о банкротстве;
  • за неисполнение обязанности (либо несвоевременное исполнение) по самостоятельной подаче ответственными лицами заявления о признании должника банкротом, предусмотренную ст. 61.12 Закона о банкротстве.

-2

2. Привлечение к субсидиарной ответственности по основанию, связанному с невозможностью полного погашения требований кредиторов.

Привлечение к субсидиарной ответственности по данному основанию возможно при совершении контролирующими должника лицами таких действий (бездействия), которые привели к утрате его платежеспособности.

Перечень таких действий (бездействия) приводится в пункте 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве.

Субсидиарная ответственность контролирующих должника лиц является гражданско-правовой, в связи с чем возложение на ответчиков обязанности нести названную ответственность по обязательствам должника осуществляется по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

То есть, для того чтобы доказать наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности необходимо доказать наличие в действиях ответственных лиц признаков противоправности и виновности, а также наличие непосредственной причинно-следственной связи между соответствующими виновными, противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями в виде банкротства должника.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики N 2 (2016), утвержденного 06.07.2016 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, субсидиарная ответственность контролирующего лица наступает лишь тогда, когда в результате его поведения должнику не просто причинен имущественный вред, а он стал банкротом, то есть лицом, которое не может удовлетворить требования кредиторов и исполнить публичные обязанности вследствие значительного уменьшения объема своих активов под влиянием контролирующего лица.

Поскольку деятельность юридического лица характеризуется совершением многочисленных сделок и иных операций, поэтому, по общему правилу, не может быть признана единственной предпосылкой банкротства последняя, инициированная контролирующим лицом, сделка (операция), которая привела к критическому изменению возникшего ранее неблагополучного финансового положения — появлению признаков объективного банкротства.

Суд при рассмотрении вопроса о привлечении ответственных лиц к субсидиарной ответственности должен исследовать совокупность сделок и других операций, совершенных под влиянием контролирующих лиц, способствовавших возникновению кризисной ситуации, ее развитию и переходу в стадию объективного банкротства (абзац третий пункта 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», далее — постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53).

Если из-за действий (бездействия) контролирующего лица, совершенных после появления признаков объективного банкротства, произошло несущественное ухудшение финансового положения должника, такое контролирующее лицо может быть привлечено к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, то есть по иным, не связанным с субсидиарной ответственностью, основаниям (абзац третий пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53).

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 20 постановления от 21.12.2017 N 53, при решении вопроса о том, какие нормы подлежат применению — общие положения о возмещении убытков (в том числе статья 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо специальные правила о субсидиарной ответственности — суд в каждом, конкретном случае оценивает, насколько существенным было негативное воздействие контролирующего лица (нескольких контролирующих лиц, действующих совместно либо раздельно) на деятельность должника путем проверки, как сильно в результате такого воздействия изменилось финансовое положение должника, какие тенденции приобрели экономические показатели, характеризующие должника, после такого воздействия.

Нормы о субсидиарной ответственности подлежат применению лишь в том случае, если допущенные контролирующими лицами нарушения явились причиной банкротства.

В том случае, когда вред, причиненный контролирующими лицами, указанными в статье 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, не должен был привести, исходя из разумных ожиданий, к объективному банкротству должника, такие лица обязаны компенсировать возникшие по их вине убытки в размере, определяемом по правилам статей 15, 393 Гражданского кодекса РФ.

Презумпция доведения до банкротства в результате совершения сделки (ряда сделок) может быть применена к контролирующему лицу, если данной сделкой (сделками) причинен существенный вред кредиторам.

К числу таких сделок относятся, в частности, сделки должника, значимые для него (применительно к масштабам его деятельности), и одновременно являющиеся существенно убыточными (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 N 53).

В Законе о банкротстве не приводится разъяснений, о том какие сделки являются значимыми и существенно убыточными для должника.

Между тем, соответствующие выводы можно сделать на основании норм, приведенных в иных федеральных законах, например, в соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» под крупной сделкой понимается сделка по отчуждению имущества, стоимость которой превышает 25% балансовой стоимости активов предприятия.

С учетом изложенного, сравнивая размер ущербной сделки, с суммой имеющихся активов у должника, по данным бухгалтерского баланса, можно сделать вывод о ее значимости и заведомой убыточности.

Кроме того, при исследовании вопроса об убыточности сделок целесообразно также исследовать вопросы о назначении отчужденного имущества, его значимости для осуществления уставной деятельности, и о возможности осуществлять такую, после его передачи третьим лицам.

-3

В соответствии с п.11 ст. 61.11 Закона о банкротстве размер субсидиарной ответственности для данного случая может доходить до общего размера всех непогашенных требований кредиторов, как текущих, так и включенных в реестр требований кредиторов.

В качестве заявителя иска о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 61.11 Закона о банкротстве, в рамках дела о банкротстве, могут выступить:

  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченный орган

представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, перед которыми у должника имеется задолженность, уполномоченный орган (пункт 1 ст. 61.14 Закона о банкротстве).

После завершения или прекращения процедуры в связи с отсутствием имущества для оплаты текущих расходов с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по ст. 61.11 могут обратиться текущие и реестровые кредиторы, кредиторы чьи требования были учтены за реестром требований кредиторов, заявитель по делу, а также уполномоченный орган (пункт 3 статьи 61.14 Закона о банкротстве).

Указанные лица вправе также подать соответствующее заявление в случае, если в процедуре его требования удовлетворены не были и им станет известно о наличии оснований для привлечения контролирующих должника лиц (пункт 1, статьи 61.19.Закона о банкротстве).

3. Привлечение к субсидиарной ответственности в связи с неисполнением обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом.

Ответственность по данному основанию может наступить если лицами, контролирующими деятельность должника не была исполнена, либо исполнена несвоевременно обязанность по подаче заявления о признании должника банкротом (либо непринятие решения о такой подаче) в арбитражный суд, после возникновения признаков банкротства или недостаточности имущества у последнего (ст. 61.12 Закона о банкротстве).

Напомним, что обязанность и сроки по подаче подаче заявления о признании должника банкротом у руководителя или ликвидатора должника установлены статьей 9 Закона о банкротстве.

Соответствующее заявление должно быть направлено в течение месяца (для руководителя) или десяти дней (для ликвидатора) со дня выявления признаков банкротства.

При этом в случае невыполнения руководителем организации обязанности по направлению заявления, учредители (участники) или собственник имущества должника в течение десяти дней со дня истечения срока установленного для подачи заявления руководителем обязаны провести мероприятия по созыву участников органов управления должника для принятия решения о подаче соответствующего заявления в суд.

На практике довольно часто возникают проблемы с определением даты возникновения признаков банкротства и (или) недостаточности имущества от которой должны исчисляться сроки, установленные для исполнения обязанности руководителем или ликвидатором по направлению в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Заявители по обособленному делу о привлечении к субсидиарной ответственности довольно часто такую точку отсчета исчисляют следующим образом, устанавливают дату по состоянию на которую сумма просроченных к исполнению обязательств по основному долгу превысила 300 тысяч рублей, прибавляют к ней три месяца и получают день, когда у должника образовались такие признаки банкротства, которые установлены статьями 3 и 6 Закона о банкротстве.

Соответственно в течение одного месяца после установления этого дня руководитель должника обязан направить заявление в суд (а ликвидатор в течение 10 дней).

Между тем, на практике, суды указывают, что действительной точкой отсчета должна явиться дата возникновения признаков объективного банкротства.

При этом под объективным банкротством следует понимать, в том числе превышение суммы неисполненных обязательств, над общей суммой имеющихся активов, или невозможность дальнейшего осуществления уставной деятельности.

Размер субсидиарной ответственности для данного случая равняется сумме обязательств, возникших в период после крайней даты, установленной для направления руководителем должника или иным лицом в суд заявления о признании должника банкротом, до даты возбуждения дела о банкротстве.

В качестве заявителя иска о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 61.12 Закона о банкротстве может выступить арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, представитель работников должника, работники или бывшие работники должника, уполномоченный орган перед которыми у должника имеется задолженность, по обязательствам, возникшим в период неисполнения ответственными лицами обязанности по направлению заявления в суд о признании должника банкротом и арбитражный управляющий (пункт 2 ст. 61.14 Закона о банкротстве).

Как правило основным лицом привлекаемым к субсидиарной ответственности по данному основанию является руководитель, ликвидатор и учредители (участники), то есть те лица к полномочиям и компетенции которых относится действие по направлению заявления о банкротстве в суд, либо принятие решения о таком направлении.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по данному основанию может быть подано в арбитражный суд в ходе любой процедуры банкротства.

После завершения, возврата или прекращения дела о банкротстве в связи с отсутствием средств, для оплаты текущих расходов соответствующее заявление может быть подано конкурсными кредиторами, работниками должника или уполномоченными органами (пункт 4 статьи 61.14 Закона о банкротстве), такое заявление будет рассматриваться тем арбитражным судом, который рассматривал дело о банкротстве, по правилам искового производства (пункт 5 статьи 61.19. Закона о банкротстве).