И я, и многие мои коллеги постоянно пишем о том, что современным играм, чтобы выделиться и стать популярными, нужны новые идеи, проработанные механики, небанальный сюжет и так далее и тому подобное. А вот авторам Eastward из шанхайской студии Pixpil плевать на эти рассуждения — они уверены (и совершенно правы!), что для этого достаточно придумать очаровательную девочку, чем-то напоминающую героиню мультика «Маша и Медведь», и влюбить нас в неё.
Теперь ты дочка моя.
В Eastward есть симпатичный пиксель-арт, классический игровой процесс в духе The Legend of Zelda, налёт постапокалипсиса и колоритный мир, который нужно спасти от очередной заразы. Но всё это отходит на второй план, когда Сэм (так зовут нашу героиню) искренне чему-то радуется, улыбается и тянет руки вверх, фоткаясь на память с новыми друзьями. Или когда столь же искренне печалится, узнав, что остатки собранного урожая придётся сжечь. Ей жаль овощи, колосья или что там собирали — они же живые…
«Ты очень чувствительная девочка!» — говорит ей с умилением женщина, которая по сюжету однажды приютила Сэм. А говорит она так потому, что одинока, хочет себе такую же дочку и явно строит планы на Джона, с которым ребёнок путешествует всю дорогу.
Джон — это мужик с красным носом, который, когда нашёл Сэм, обрёл в заботе о ней новый смысл жизни. С тех пор они не расстаются. И если продолжать аналогии с вышеназванным отечественным мультиком, он стал для неё тем самым Медведем. С той лишь разницей, что Сэм над ним никогда не издевается, а забоится о нём. А Джон такой же молчаливый и добрый, как тот мишка. Он молча улыбается, когда девочка, радостно взвизгнув и взмахнув облаком своих белых волос, бежит к нему показать новые сапожки. И так же молча вздохнув, подставит плечи, когда она скажет, что устала и хочет на ручки.
И так, с белокурым ребёнком на плечах, Джон отправится дальше путешествовать по миру Eastward, вырвавшись из мрачного подземного поселения на поверхность, чтобы увидеть небо и познакомиться со множеством колоритных персонажей. А за ними потечёт смертоносная Миазма, которая уничтожит многие поселения…
СПОЙЛЕР
…в том числе и то, где жила женщина, очень хотевшая себе такую же дочку, как Сэм.
И печаль, и радость… так устроен свет.
Да, Eastward может показаться мультяшной и детской, но это обманчивое впечатление. Милота и трогательность Сэм и её отношений с Джоном; забавные, добрые или со своими тараканами в башке, но неизменно запоминающиеся персонажи; шутки («Джон, смотри, им нужен человек, который хочет спасти мир и умеет хорошо готовить. Это же вылитый ты!»); ироничные ситуации; возможность играть во встроенную JRPG Earth Born и даже ставить там рекорды; сцены, когда радостная Сэм, сжимая подаренный ей счастливый жетон, семенит в большой зал игровых автоматов, — всё это сочетается с настоящей, взрослой драмой.
СПОЙЛЕР
Персонажи погибают, и это рождает очень сильные эмоции.
Во всём виновата та самая Миазма, а гадость эта как-то связана с… Сэм. Или с её призрачной двойняшкой? Та, такая же маленькая и белокурая, периодически появляется, общается с Сэм, говорит странные вещи про путь, о котором она ещё узнаешь. А видит её только наша героиня. Да и сама Сэм кажется многим странной — достаточно сказать, что в стартовом ролике Джон нашёл её… в большой колбе, наполненной жидкостью.
Загадка происхождения нашей девочки, кто та двойняшка-призрак, что тут вообще происходит и чем закончится, — это и составляет главную интригу увлекательного сюжета Eastward, который, быть может, медленно запрягает, но потом намертво цепляет. Финал заставляет реветь, оставляет вопросы, даёт повод для толкований и, слава богу, намекает на сиквел.
Парная игра
Геймплей, можно сказать, тоже медленно запрягает. Поначалу всё кажется по-хорошему узнаваемым, забавным, но простоватым. Вооружившись сковородкой, Джон раздаёт «любезности» слизнякам в кишкообразных туннелях подземелий, собирает выпадающее из них золотишко и находит его в сундуках, чтобы покупать целебные блюда, восстанавливающие сердечки здоровья.
Можно ещё искать особые сферы, определённое число которых увеличит общие запасы тех самых сердечек. И ингредиенты, чтобы не покупать, а самому готовить целебные блюда. Именно кулинарный процесс, где разрешают наугад смешать рыбку, картошку, грибы и молоко, гадая, что же получится, кажется поначалу самым увлекательным, да и он остаётся весьма полезным.
А загадки в основном связаны с перемещением ящиков и сбросом бомб или их спортивным метанием для уничтожения препятствий. Плюс можно покупать апгрейды для рюкзака, увеличивая место под расходники. В какой-то момент кажется, что играть во встроенную Earth Born более интересно и напряжённо — там много врагов, уровней и крутой финальный босс.
Но постепенно геймплей перестаёт быть лишь фоном для истории и персонажей. Особенно после того, как Сэм тоже становится играбельным персонажем. В основном она умеет кидаться зарядами энергии — это и препятствия (вроде цветков или той же Миазмы) убирает, и оглушает врагов.
Также она может проникать в узкие проходы, куда Джон не протиснется, крутить вентили, убирая обжигающий пар, и вставать на нажимные плиты, чтобы открывать двери. Соответственно, появляются загадки на переключение между персонажами и преодоление ловушек.
Да, всё это в целом знакомо. Равно как и последующая выдача Джону дробовика, огнемёта (позволяет уничтожать кусачие растения, мешающие пройти) и других видов оружия. Но, во-первых, «знакомо» не равно «плохо». Во-вторых, тут хороший дизайн: ситуаций много, обыгрываются они по-разному — те же кусты, бывает, недостаточно просто сжечь, нужно ещё и уничтожить источники их появления.
И вот представьте, что мы сначала жжём напалмом, а потом осатанело бегаем и отстреливаем эти самые источники (а их может быть сразу четыре!), стараясь успеть, пока вас снова не окружили смертельные кустики. Или уничтожаем растения, освобождая путь для Сэм, которая бежит к нужной кнопке и на ходу разрушает сгустки Миазмы, а те появляются снова. Или приходится убегать на время от наступающей скверны, прыгая на плот и используя всё ту же сковородку для ускорения.
В общем, где-то с третьей главы, когда и ловушек больше, и враги более сильные, а нам не позволяют так часто, как раньше, готовить целебные блюда, геймплей ощущается насыщенным. Да и боссы куда чаще доставляют неприятности.
Eastward — это шедевр, который выглядит и ощущается не как нишевое любовное послание хитам из нашего детства, а как большая, серьёзная игра. Насыщенная, красивая, душевная и увлекающая — сюжетом, персонажами, сочетанием юмора, драмы и трагедии. Кому она может не понравиться? Ну, наверное, принципиальным пикселененавистникам, хотя арт, обилие деталей и красок, безусловно, выглядят великолепно. Кому-то геймплейт, наверное, покажется слишком простоватым, хотя, повторю, это только поначалу. Некоторые говорят, что слишком много кат-сцен, диалогов и интересных, но по сути проходных персонажей, которые в силу особенностей сценария не получают развития — мелькают и остаются позади.
Но это всё равно что жаловаться на избыточность нашего мира. Можно его изучать, встречать разных людей, слушать их истории, понимая, что большинство останется позади в вашей жизни. А можно идти к своей цели, строить карьеру, заниматься семьёй и так далее, не отвлекаясь ни на что другое. Так и в Eastward — авторы придумали большой и интересный мир, и вам решать, смотреть ли по сторонам и слушать или идти по сюжету. Я с удовольствием совершил это путешествие, чего и вам желаю.
Плюсы: сюжет, при всех штампах про спасение мира, держит в напряжении; персонажи, судьбы, которых не оставляют равнодушным; не открытый, но большой и интересный мир, который хочется исследовать; геймплей, который поначалу кажется примитивным, становится насыщенным и начинает бросать вызов; музыка навевает ностальгию, а графика восхищает работой художников.
Минусы: не все боссы одинаково сильны; кому-то может показаться, что пикселей, кат-сцен и диалогов много, а геймплея мало; отсутствие русского языка.
Автор: Кирилл Волошин
Оригинал: stopga.me/122181