Выставка работ фотохудожника Валерия Федоренко открыта в Музее истории печати и фотографии Гомельщины. Истории, в которую он навсегда вписал собственное имя.
Родился Валерий Федоренко в 1948 году. Профессионально заниматься фотографией начал не сразу. Интересовался — это да. Но времени было немного. Он и школу-то окончил, уже работая три года столяром-краснодеревщиком.
После службы в армии пять лет преподавал общетехнические дисциплины в университете, работал на ДОКе. Но в 1971 году ему в руки попал чешский профес-сиональный журнал фотографии. Непривычные для глаз советского человека снимки так впечатлили Валерия, что в день зарплаты он купил модный тогда фотоаппарат «Зенит» и начал снимать. Чужой опыт за основу не брал. Для этого были книги, общение с единомышленниками, собственная интуиция.
В 1974 году Валерий Александрович ушёл с высокооплачиваемой работы на ДОКе и стал руководителем фотокружка во Дворце пионеров и школьников. Параллельно снимал для проектного института, сотрудничал с областной газетой. А уже с 1992 года стал свободным художником, талант которого начали признавать ценители фотоискусства во всём мире.
— Он сам создавал сюжеты. Использовал преимущественно чёрно-белую плёнку. Сутками напролёт ретушировал, склеивал маски, чтобы достичь нужного эффекта. Сегодня практически все используют фотошоп, но обработанные электронным редактором снимки бездушны, — считает друг семьи мастера архитектор Тамара Дмитриева.
Наград в жизни Валерия Федоренко было много. На 250 международных выставках и салонах он завоевал их более 200, включая 3 Гран-при, 9 золотых, 2 серебряных и 6 бронзовых медалей FIAP, 2 медали ВДНХ СССР. Но ни в одной из тех стран, где высоко оценили его работы, лично фотохудожник не был.
Престижные награды Валерию Федоренко принёс и творческий союз с Валентиной Кармазиной, которая не смогла пропустить важное событие и пришла на открытие выставки в гомельский музей:
— Помещённый на афишу выставки мой портрет несколько лет украшал обложки европейских журналов, а создан он абсолютно случайно. Это было в середине 70-х, осенью. Я шла по улице Советской в длинном платье-пальто и шляпе с большими полями. Внезапно меня догнал незнакомец, наговорил кучу комплиментов и предложил сделать фотографию в своей мастерской. Я согласилась при условии, что он покажет мне результат первой. Спустя время Валера позвонил и пригласил взглянуть на получившийся портрет. Фото мне понравилось. Кстати, сделано оно было всего в один кадр. Вскоре мы стали дружить семьями, поэтому сегодня я здесь.
Мастера не стало в 2020 году. Его фотографии находятся в коллекциях музеев Сабиньяниго (Уэска) в Испании, в музее истории и культуры во Фрибуре (Швейцария), в муниципальной библиотеке Реуса в Испании, в центре современного визуального искусства в Дании, в Международной федерации фотографических обществ Бельгии, Испании, Нидерландов, Польши, Франции, Швеции.
Идею гомельской выставки предложила вдова фотохудожника Елена Леоненко. В Музее истории печати и фотографии представлено около 30 работ мастера.
Последний день работы выставки — 16 октября.