"Солдат Иван Бровкин" и "Иван Бровкин на целине" поистине культовые фильмы 50-х годов прошлого века. По советским масштабам это были сверхпопулярными картинами, главную роль в которых сыграл Леонид Харитонов. Даже актёры второстепенных ролей становились звёздами.
Актёры главных ролей в этих фильмах были любимы и узнаваемы. Дая Смирнова сыграла в картинах роль Любаши, которая была невестой Бровкина. Это принесло огромную популярность актрисе, в 50-х годах она буквально стала нарасхват. За 3 года, с 1955 по 1958, она приняла участие в целых восьми фильмах! Известна она не только по роли в "Иване Бровкине", но и по ролям в "Катя-Катюша", "Девушка с гитарой" и многих других.
Родилась актриса в Киеве, в пролетарской семье. Родители трудились на заводе: папа был наладчиком оборудования, а мама - штамповщицей. Почему дочь назвали необычным именем Дая - загадка. Актриса однажды сказала, что имя дали по первым звукам, которые она издала: "Да-а-я".
В 18 лет Дая Смирнова отправилась в Москву, поступила в ВГИК на актёрский факультет. Училась она у несравненного Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Но во время учёбы она находилась в тени более известных сокурсников.
По большой случайности актрису пригласили на роль Любаши. Она с подругой решила посмотреть на закрытый показ спектакля от старшекурсников. Мест, естественно, не было, и приходилось наблюдать из под стульев. Они выбирались оттуда, но это было очень громко, ход спектакля остановили. Их приметила одна милая дама, которая оказалась ассистентом фильма про Ивана Бровкина. Она как раз подбирала молодых актёров для новой картины.
Дая зацепила её, пригласила девушку для участия в пробах. Веры в то, что её возьмут, у молодой актрисы не было, поэтому она решила по-быстрому "отстреляться", ведь нужно было бежать на открытие ВДНХ, которое спустя долгое время снова открывали. Вечером Дая уже сидела в поезде до Киева, так как начались каникулы. Но тут через две недели она получила телеграмму: "Утверждена на роль Любаши". С этого момента её жизнь поменялась.
К 1957 году Дая разочаровалась в актёрстве. Она приняла решение перевестись с актёрского факультета на сценарный всё в том же ВГИКе. Она была очень умна, что позволило ей легко написать сценарную работу, благодаря которой ей удалось убедить педагогов в том, что она достойна учиться на факультете. Но, несмотря на перевод, в кино её всё равно снимали.
Самой Дае роль Любаши не нравилась, о чём однажды она сказала в интервью:
С самого начала я считала, что это кино - антиинтеллектуальное, неумное барахло. "Иван Бровкин" в какой-то степени биографию мне и подпортил. Я видела себя на экране этакой ироничной горожанкой, но никак не деревенской девахой. Хотя характер вздорной председательской дочки был угадан... У меня, к сожалению, не было в характере желания нравиться, подавать себя. Может, зрители увидели и в этом обаяние. А играла я никак".
Вот тут то и случилась история, которая сильно сказалась на её дальнейшей карьере. Она произошла в декабре 1958 года и сильно всколыхнула общественность ВГИКа и еще долго напоминала о себе. Молодая компания студентов-четверокурсников сценарного факультета ВГИКА собралась дома у одной из студенток, Натальи Вайсфельд, по одной из версий, чтобы отметить день рожденья курса, по другой версии - просто так, в самом рассаднике инакомыслия, в писательских домах у метро Аэропорт, с целью провести время за выпивкой и танцами.
В хорошеньком состоянии один из участников вечеринки решил продемонстрировать "капустник". Включили магнитофон, на котором была записана написанная некоторыми участниками сбора пьеса, в которой нелицеприятно отзывались о советской власти. Это была пародия на революционную работу, в которой были образы Сталина, Ленина и прочих известных персонажей.
Участие в данном действии принимали: Владимир Валуцкий, Владимир Трифонов, Дмитрий Иванов и, конечно, Дая Смирнова. Помимо них в комнате находились ещё несколько студентов ВГИКа. После просмотра запись была стёрта, но кто-то донёс о том, что было, в деканат.
В "Комсомолке" была экстренно написанная статья "На пороге большого экрана", которую писали Ганюшкин и Шатуновский:
Ни у одного из четырнадцати молодых людей не проснулась их комсомольская совесть, не нашлось более резких и точных слов для определения того, что здесь произошло. Никого не возмутило, что четверо их однокурсников, гнусно кривляясь, оплевали все те высокие идеи, в которых клялись публично на комсомольских, студенческих собраниях. Запись стёрли и перешли к рок-н-роллу.
В статье авторы едко высмеивали студенческий сценарий Даи Смирновой "Зелёные леопарды" (они и правда глубоко ознакомились с творчеством вгиковских "хулиганов"), называя его аморальным и антисоветским.
Всех участников события исключили из комсомола. Но по итогу исключили только двух студентов: Даю Смирнову и Валерия Шорохова. Потом их быстро отчислили из ВГИКа. Дая Смирнова вела себя агрессивно и в конце концов встала и сказала: "Делайте, что хотите! Я уезжаю на съёмки", и, показав билет в Киев, убежала с собрания.
Но потом пошла новая волна процесса, и другие четверо студентов были отчислены из института. Публичная порка удалась на славу. В духе того времени. Процессы над Э. Стрельцовым, Л. Гурченко того же года были из этой же оперы. После прошествия некоторого количества времени, студентов восстановлении во ВГИКе.
Для актёрской карьеры артистки наступили смутные времена. Конечно, в 1962 году она вернулась на экраны в небольших ролях: "Мы вас любим", "Цветок на камне" и в комедии "Конец света".
Дая Евгеньевна играла маленькие роли в кино до 1976 года. В детской комедии Э. Климова "Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён" она сыграла медсестру. Это она говорит, наблюдая мальчика-симулянта в палате: "Родичей зовёт! Не иначе помирает". Сыграла смешную роль в "Зареченских женихах" и фильме "Огоньки". Но большей частью Дая Евгеньевна в период с 1964 по 1978 занималась литературным трудом. Работала по договорам, писала сценарии и статьи в журнал "Советский экран".
А потом был крутой поворот её биографии: она ушла из кино. В 1978 - 1989 годах работала дежурной и бригадиром сторожевой бригады Отдела вневедомственной охраны при УВД Киевского райисполкома.
Только в 1989 году Дая Евгеньевна вернулась в киножурналистику. Работала на телевидении, сотрудничала с журналами "Искусство кино", "Экран и сцена", "Культура".
Весьма насыщенным на события получился финал жизни Даи Евгеньевны Смирновой. После тридцатидвухлетнего перерыва с 2008 по 2012 год она снялась в 12 фильмах и сериалах. Роли были небольшие, всё больше бабушки-старушки. Она оставила нам на память свои работы в фильмах "Интерны", "След", "Тариф на спасение", "Адвокатессы", "МУР. Третий фронт", "Топтуны", "Паутина", "Принцесса цирка", "Похождения нотариуса Неглинцева" и покинула этот мир в 2012 году.