После просмотра фильма побежала проверять свои знания об итальянском неореализме, чтобы удостовериться, что наш фильм можно отнести к этому кинематографическому течению.
В принципе да, можно.
Ибо основные принципы неореализма - натурная съёмка, естественное освещение, неприукрашенный показ жизни низов.
Все это есть в фильме 1969 года Мама вышла замуж (вышел на экраны в 1970 году).
Фильм меня совершенно, абсолютно очаровал.
Уже несколько дней хожу под впечатлением и сдерживаю свои порывы пересмотреть его еще раз.
Но нет, надо выдержать паузу, чтобы и на следующем просмотре фильм оказался таким же "вкусным".
Не очень люблю это слово в качестве описания фильма, но что поделаешь, если именно такие эмоции, такие ощущения вызвал у меня этот фильм.
Сюжет совершенно простой. Его даже и нет.
Разведенная женщина тридцати семи лет выходит замуж и приводит нового мужа в свою квартиру, в которой живет с сыном подростком.
Сыну подростку, естественно, это не нравится - ревность, неприятие, обида за то, что бросил отец.
Вот и все. Больше ничего в фильме не происходит.
В фильме и диалогов-то по минимуму.
Весь фильм - это длинные кадры, крупные планы и старый, уже забытый почти Ленинград.
Но какое же наслаждение смотреть этот совершенно простой - казалось бы - фильм.
В духе итальянского неореализма авторы фильма ничего не скрывают и не приукрашивают - немолодой пьющий, по его же собственным словам, Ромео приезжает по лужам во дворах новостройки
на грейдере
под балкон своей очаровательной (Люсьена Овчинникова) Джульетты.
Но сколько красоты в этих кадрах, сколько чувств и эмоций!
В этом месте я остановила просмотр и в который раз повторила себе уже заезженную годами, как старую клячу, фразу:
Умели же раньше снимать.
А возвращение героев Ефремова и Николая Бурляева (совершенно великолепное исполнение роли, невероятное просто) после футбольного матча?
Помните, на который мама билеты достала:
Я ему билет достала. По случаю. Исключительный матч. С иностранцами играют.
Новоявленные муж и пасынок возвращаются с футбола по улицам города.
И без слов понятно все, что происходит между ними - как Виктор (Олег Ефремов) хочет понравится Борьке (Николай Бурляев), как искренне старается растопить лед в их отношениях, как он этого действительно хочет.
Но у него нет шансов.
А покупка билетов на танцы?
А катание на "лодочках" в парке?
А сцена, где мама с новым мужем возвращается из кафе-мороженое!
Счастливый Виктор несет сумочку своей супруги, здоровается с дворовыми доминошниками, и а "молодая" жена, чуть смущаясь, кивает головой местным кумушкам сплетницам на лавочке.
Куда же без них.
Да это Марчелло Мастроянни и Софи Лорен, да простят меня Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова за такое сравнение.
Кстати, по мнению самого Ефремова, эта была его лучшая роль в кино.
Пожалуй, да.
Из бытовой истории о простом маляре и пьющем водителе грейдера вышел очень тонкий психологический рассказ на все времена о том, как мама хочет быть счастливой и выходит замуж.
Вы помните этот фильм? Как к нему относитесь?
И вопрос "на засыпку" к тем, кто помнит этот фильм - по какому поводу герой Бурляева говорит "Я потерплю"?