Автомобилисты довольно часто жалуются на то, что современные машины, да как и любая другая техника, имеют запланированное устаревание, чтобы вынудить скорее покупать новую. Автопроизводителей и маркетологов обвиняют в жадности, а инженеров в продажности. Водители уверены, что всё это вселенский заговор по получению сверх прибылей, но вот так ли это на самом деле?
В тему: Штраф за разбитый бампер или фару - когда могут наказать водителя?
Вечная лампочка
В качестве примера того, какими должны быть вещи, приводят лампочку в одной из пожарных частей США, беспрерывно горящую более сотни лет. Но производители намеренно снижают ресурс у всех вещей. Водители отмечают, что автомобили год от года становятся всё менее надёжными, вынуждая приобретать новые. Вот только началось это не вчера. Впервые о запланированном устаревании машин заговорил в далёком 1924 году, Альфред Слоун, глава General Motors. Некоторым, кажется, что в те времена всё делали на совесть, и машины строили на века, но это не так.
Слоун решил, что его компании необходимо ежегодно вносить изменения в конструкцию производимых автомобилей, чтобы «заставить» потребителей как можно чаще приобретать новые модели. Назвал он свой подход – динамическое устаревание. И его идея прекрасно сработала, обеспечив GM лидирующие позиции по продажам. Остальным компания пришлось последовать заданному Слоуном примеру. Таким образом, можно ответственно говорить о том, что мировая автомобильная промышленность начиналась с «запланированного» устаревания и ничего кардинально нового в ней не произошло. Машины никто специально не портил, они всегда были такими.
Заговор или банальная мода?
Любители простых ответов и видеть во всём заговор, уверены, что всё это сделано чисто из-за наживы и вообще по причине ненависти к человечеству. Однако реальность не такая плоская и однозначная. Дело в том, что люди по природе своей постоянно стремятся к переменам, отказываясь от старого в пользу нового. Вещи просто надоедают. Меняется мода в одежде, причёсках, мебели, даже мода на профессии постоянно меняется. Автомобили не исключение, они также постоянно модернизируются. Да и прогресс не стоит на месте, новые технологии приходят в машины, делая вождение более простым и безопасным занятием.
Люди не хотят ездить на машинах с тусклыми галогенными фарами, когда есть светодиоды или ксенон. Аналоговые приборы выглядят не так круто, как цифровые, многозонный климат-контроль лучше кондиционера, а кондиционер круче открытого окна, адаптивное управление удобнее круиз-контроля. Люди стремятся за модой, хотят ездить на чём-то современном, что соответствует духу времени и моде. Точно так же, как никто в здравом уме не выберет сейчас VHS, вместо Blu-ray.
Инженеры VS маркетологи
Автопроизводители учитывают нюансы человеческой психологии, стараясь удовлетворить спрос потребителей. При этом машины чаще меняются внешне, чем технически. Например, кроссовер Mitsubishi Outlander, начиная с 2007 года, обновился уже 5 раз, при этом оставаясь всё той же машиной. Появляются новые фишки, совершенствуются системы безопасности, их нужно внедрять, если этого не делать, то не сможешь конкурировать.
Но вот означает ли приход новых технологий тотальное снижение качества машин? Конечно же, нет. Чугунный блок цилиндров надёжнее алюминиевого и хорошо поддаётся ремонту. Но алюминиевый блок легче, лучше охлаждается и быстрее прогревается, машина экономичнее и тише. Нельзя игнорировать и рост количества машин, что негативно сказывается на экологии, а значит, нужны соответствующие меры по снижению выбросов в атмосферу. Современный автомобиль – это набор компромиссов, и должен удовлетворять множеству критериев.
Нужны ли надёжные машины?
И тут возникает самый главный вопрос, а нужны ли вообще людям надёжные машины, способные проехать миллион километров? Ответ многих удивит. Как показывают продажи новых автомобилей в РФ, водители выбирают именно модные модели, а не надёжные. Так именно из-за низкого спроса наши дороги покинули такие прекрасные машины, как Toyota Corolla и Honda Civic, обладающими превосходным качеством и хорошей надёжностью. Но только граждане отдают предпочтение корейским машинам, не желая даже чуть-чуть доплачивать за столь желанное ими качество.
АвтоВАЗ или УАЗ всё ещё предлагают автомобили, которые можно дёшево починить в любом гараже, и при должном уходе способные ездить вечно. У них нет сложных моторов и коробок, нет мудреной электроники – всё просто и максимально утилитарно. Вот только никому эти машины не нужны, по причине их не крутости. Стрёмно ездить на Ниве, лучше купить в кредит Крету, хоть она и не отличается надёжностью. Получается, что все стоны о запланированном устаревании это не претензии к надёжности новых машин, а претензии к их высокой цене и не более того. Надёжные машины никому не нужны, так же как никому не нужны одни штаны на всю жизнь.