Начиная с определения, критическое мышление это система суждений, которая используется для анализа событий, позволяет делать выводы и выносить оценки, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Физиология
В возрасте от 1,5 лет у ребенка активно формируется наглядно-образное мышление. А к 5-6 годам ему уже нет необходимости видеть предмет, чтобы говорить о нем, ему достаточно его представить. Все дело в том, что его мышление уже способно оперировать моделями и схемами, и как итог, анализировать и сопоставлять получаемую информацию, но оно только формируется . Поэтому очень важно, на этом этапе помочь ребенку развить критическое мышление.
Как помочь ребенку развить критическое мышление ?
- Предоставление возможности делать ребенку выбор в мелочах
- В ситуации проблем у ребёнка, не решать за него, а предложить ему подумать вместе (составить множество вариантов)
- Поощрять интерес ребёнка
- Важно наличие свободного времени, которым ребёнок распоряжается сам
- Решение проблем как алгоритм. Из-за большого количества информации и переизбытка эмоций ребенок может растеряться. Можно натолкнуть ребёнка и показать на собственном примере как это делать. Собираете нужную информацию, оцениваете все варианты, принимаете решение.
Навыки учения
Способность учиться складывается прежде всего из любознательности, жажды исследований и критического мышления. Имеется в виду умение работать с информацией: анализировать, сомневаться в недоказанном, сравнивать разные точки зрения, делать выводы, «глубоко копать», выбирать оптимальный способ решения.
Как формируются навыки ?
Любой навык формируется в результате специальных упражнений — целенаправленных и систематических повторений действий. Обязательным условием для формирования навыка является интерес и мотивация человека к обучению. Так как навык – это наивысший уровень сформированности действия, он совершается автоматически, без осознания промежуточных этапов. Когда ученик учится совершать какое-либо целенаправленное действие, на начальном этапе он выполняет осознанно все промежуточные шаги, при этом, каждый этап фиксируется в его сознании. Весь процесс развернут и осознан, поэтому сначала происходит формирование умений. По мере работы над собой и систематических тренировок, это умение совершенствуется, сокращается время выполнения процесса, некоторые промежуточные этапы выполняются автоматически, неосознанно. На данном этапе можно говорить о формировании навыков в выполнении действия.
Так же не стоит пренебрегать обстановкой ученика!
Принцип психологической комфортности — нет стресса и давления ни перед экзаменами, ни в другое время. Как научиться учиться? Только в доброжелательной атмосфере на уроках, с помощью диалоговых форм общения вместо преподавательских монологов.
Какие ошибки можно допустить?