Когда-то для орошения полей и огородов в Узбекистане проложили целую сеть арыков. Теперь вместе с ливневками они тянутся вдоль дорог и в сезон дождей отводят воду, предотвращая потопы. Но то, что для местных благо, для туристов может обернуться бедой.
Во время своего путешествия по Узбекистану для удобства передвижения брала машину в аренду. В один прекрасный день решила припарковаться на обочине и сильно испугалась, когда часть автомобиля куда-то провалилась, а переднее колесо застряло. Выехать из «ловушки» самостоятельно не получалось.
Выйдя наружу, увидела, что по краям дороги тянутся открытые водостоки, причем довольно глубокие. В итоге пришлось вызывать помощь, а потом ремонтировать авто. Позже присмотрелась к водостокам внимательнее и заметила, что решетками они накрыты только на подъездах к домам или магазинам. Расспросила местных, почему арыки и ливневки оставляют открытыми, не опасно ли это.
Мне ответили, что уже привыкли, а всех туристов не предупредишь. Не накрывают же водостоки по банальной причине – опасаются засоров. Открытые ливневки дворники ежедневно очищают от мусора, тогда как под решетками его не достать.
Хорошо, конечно, что в Узбекистане такая канализация, благодаря которой в сезон дождей нет подтопленных улиц, как в России. Открытые ливневки прекрасно отводят излишки воды и даже приносят пользу местным жителям. Предприимчивые узбеки после сильных дождей черпают из них воду, чтобы помыть машину. Но для туристов, передвигающихся на машине, узбекская водосточная система может стать досадным сюрпризом.
На будущее расспросила знакомых и об особенностях местного дорожного движения и узнала, что в Узбекистане в населенных пунктах ограничение по скорости составляет 70 км/ч, а на трассе – до 100 км/ч. При первичном превышении скорости на 20, 40 и более километров предусмотрены штрафы в размере 12, 61 и 122 долларов соответственно, а при повторном нарушении правил могут лишить прав на пару лет.
Местные поделились, что во многих крупных городах Узбекистана сейчас установлены камеры, фиксирующие превышение скорости, но в небольших населенных пунктах нарушителей ловят по старинке. Сотрудники ГИБДД с радаром сидят в «засаде» на обочине дорог, прячась за кустами или выступающими частями домов.
Рассмешила находчивость узбекских водителей, стремящихся избежать штрафов. Пока одни устанавливают в машинах антирадары, другие проявляют удивительную солидарность по отношению друг к другу – сигнализируют фарами о «засаде».
Как думаете, стоит ли россиянам перенять опыт узбеков и разместить вдоль дорог открытые ливневки, предотвращающие потопы? Пожалуйста, поделитесь мнением в комментариях.