Найти тему
Фонд КРИПТОСФЕРА

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ, В КОНЦЕ КОНЦОВ, “ДИКИЙ ЧЕЛОВЕК”? Гун Юйвэнь

Гуанмин Жибао, 12 апреля 1999
Текст оригинала заимствован с сайта www.xys.org

Перевод с китайского Д.В.Ершова

В начале сего года, в связи с попытками одной из компаний южнокитайского города N коммерциализовать “поиск дикого человека” в районе Шэньнунцзя, Общество охраны диких животных КНР организовало конференцию для ознакомления общественности с ходом изучения проблемы “дикого человека” в указанном районе. Выступавшие на конференции сходились во мнении, что до сих пор какие бы то ни было достоверные подтверждения существования “ежэня” отсутствуют.

Легенды и разного рода свидетельства о “диких людях” широко распространены не только в Шэньнунцзя, но и в некоторых других районах КНР, в других странах мира. В США подобное существо называют “бигфут”, в Индии и Непале – “снежный человек”, в России и Монголии его окрестили “алсыма” [алмас – прим.пер.], в Австралии – “йови”,а в Африке “человек Х”. С началом 20 столетия стали появляться многочисленные сообщения о загадочных и необъяснимых явлениях. Со временем НЛО, “чудовище озера Лох-Несс”, “Бермудский треугольник” и “дикого человека” стали называть “Четырьмя величайшими мировыми загадками”. Тайна “дикого человека” привлекает к себе особо пристальное внимание, возможно, потому, что имеет прямое отношение к происхождению человечества. С помощью “дикого человека” люди надеются увидеть жизнь людей на заре истории, а также получить ответ на некоторые вопросы истории развития человеческого вида. Ныне ученые проторили тропу во все уголки земного шара, откуда поступают сообщения о наблюдении “дикого человека”. Наиболее богат такими сообщениями лесной район Шэньнунцзя провинции Хубэй в КНР.

Район Шэньнунцзя расположен в лесистой горной местности на западе провинции Хубэй. Здесь, в укромных влажных долинах среди могучих пиков сохранились условия, господствовавшие сотни лет тому назад. Благодаря этому в Шэньнунцзя можно встретить редчайших реликтовых животных, таких как гигантская панда, золотистая обезьяна, белка-летяга и др. Здесь попадаются такие редкие растения, как багряник японский и метасеквойя глиптостробовидная. “Дикий человек”, якобы обитающий в этом районе, неоднократно упоминается в исторических источниках. Так, в “Описании уезда Фаншань” [совр.уезд Фансянь пров.Хубэй – прим.пер.]читаем: “В горах Фаншань, лежащих в 40 ли к югу от уездного города есть множество пещер. В тех пещерах обитают волосатые люди, чье тело сплошь покрыто шерстью. Они похищают кур и собак, не боясь людей. Пули не причиняют им вреда…” Из этого сообщения видно, что в прежние времена “дикие люди” чувствовали себя здесь весьма вольготно.

Новейшее время также богато сообщениями о встречах с “дикими людьми” в Шэньнунцзя и других районах Китая. В двух случаях непосредственными наблюдателями были ученые. В 1940 году биолог Ван Цзэлинь своими глазами видел в провинции Ганьсу убитого “дикого человека”. По описанию биолога существо имело рост около 2 метров, густую серовато-коричневую шерсть и большие груди. Внешний облик существа напоминал облик “пекинского обезьяночеловека”. Весной 1954 г. в провинции Шэньси геолог Фань Цзинцюань благодаря местным жителям имел возможность наблюдать самку человекообразного существа с детенышем.

Среди зарубежных разновидностей “дикого человека” наибольшей известностью пользуется североамериканский “бигфут”. Индейцы, живущие в южной части Британской Колумбии, называют его “сасквач”, что означает “лесной дикий человек”. Среди отмеченных американскими учеными случаев наблюдения этого существа наибольший интерес вызывают два. В 1940 г. сасквач ростом свыше 2 метров приблизился к индейскому поселению. Женщины и дети, заметившие существо, вначале приняли его за медведя. Убедившись, что перед ними “дикий человек”, люди в страхе бежали. Впоследствии на окраине селения были обнаружены следы существа длиной свыше 40 см и шириной ок.20 см. Длина шага существа равнялась 1 м 22 см. Сасквач опрокинул брошенное людьми ведро с рыбой и съел его содержимое. Еще больший интерес представляет случай, произошедший 10 октября 1967 г., когда Роджеру Паттерсону удалось заснять на цветную кинопленку сасквача женского пола ростом около 2 метров, покрытого черной шерстью. Хотя фильм Паттерсона вызвал пристальный интерес научных кругов, многие считают его искусной подделкой.

Что касается “диких людей”, встречающихся на территории КНР, то на основе анализа многочисленных сообщений биологи описывают их как прямоходящих существ ростом от 1 м 20 см до 2,5 метров, обладающих признаками как человека, так и приматов, и способных издавать отрывистые звуки.

Начиная с 1970х годов Академия Наук КНР организовала несколько широкомасштабных экспедиций в район Шэньнунцзя для изучения проблемы “дикого человека”. Экспедиции опросили огромное число очевидцев появлений “ежэня”, исследовали среду обитания “дикого человека”, получили в свое распоряжение образцы его шерсти. В ходе тих исследований, а также в ходе всестороннего изучения образцов шерсти “ежэня” и их сравнения с шерстью 40 других видов диких животных, населяющих леса района, не было получено никаких достоверных подтверждений существования “дикого человека”. Многие специалисты указывают, что для ответа на вопрос о реальности существования “ежэня”, следует прежде всего выяснить, подходят ли естественные условия района для жизни подобного существа. Согласно описаниям “ежэня”, это существо значительно крупнее и выше человека. При наличии достаточного количества пищи и благоприятных условий для размножения оно должно было стать наиболее преуспевающим и распространенным видом. Ничего подобного в Шэньнунцзя мы не наблюдаем. “Дикие люди”, о встречах с которыми рассказывают очевидцы, относятся к хорошо известным животным – медведям и обезьянам. Зоолог Лю Улинь, ученый, отдавший более 20 лет изучению дикой фауны Тибета, пришел к такому же выводу относительно природы гималайского “снежного человека”.

В течение последних 10 лет все наблюдавшиеся в Тибете и в окрестностях Джомолунгмы “йети” на поверку оказывались обитающим на высотах свыше 3500 м красным медведем. Это животное способно двигаться на задних лапах, оставляя следы, не уступающие размерам человеческим. Его рост в вертикальном положении приближается к человеческому. Это животное способно даже переносить предметы в передних лапах. Таким образом, гималайский “снежный человек” ¾ это, скорее всего, медведь.

В то же время ряд ученых считает, что “дикому человеку Шэньнунцзя” не стоит окончательно отказывать в праве на существование. Они полагают, что неоднократно наблюдавшийся в этих местах “ежэнь” вовсе не обязательно относится к хорошо известным животным. Некоторые виды животных способны сохраняться, несмотря на свою малочисленность. Подтверждением этого служит тот факт, что в районе Шэньнунцзя в последние годы были замечены такие редчайшие, считавшиеся вымершими животные, как южнокитайский тигр и леопард. Известный антрополог, директор пекинского Естественнонаучного музея Чжоу Госин считает “ежэня” изменившимся древним животным. Таким животным может быть ископаемая обезьяна гигантопитек, некогда процветавший на территории континентального Китая. Считается, что этот вид вымер, хотя его современница – гигантская панда – существует до сих пор. Если она дожила до наших дней, то почему не мог сохранится и гигантопитек?

По сей день многие ученые с волнением следят за ходом поисков “дикого человека”. Многочисленные энтузиасты уходят в труднодоступные леса и горы, стремясь разгадать тайны природы. И те, и другие считают, что обнаружение “дикого человека” имеет огромное значение для биологии и антропологии. Это событие поможет перевернуть еще одну страницу книги истории человеческого рода. Вот почему интерес к “ежэню” не ослабевает.

Myth and Folklore of the Yeti.
Myth and Folklore of the Yeti.