Юмор во все времена пользовался огромным спросом у человечества. Думаю, первые шутники появились одновременно с речью, а возможно, даже еще раньше (некоторые исследования демонстрируют несомненное наличие чувства юмора у человекообразных обезьян, которые пока речью как таковой не владеют). И потому писатели-юмористы неизменно пользуются народной любовью и уважением. При условии, что они сочиняют смешные истории, конечно.
Аркадий Бухов сочинял очень смешные истории. Просто удивительно, насколько рассказы, написанные сто лет назад, остаются созвучными современному читателю. Я впервые читал их классе в шестом, то есть почти сорок лет назад, и мне — школьнику — многие из них показались очень смешными (два рассказа мы даже поставили на сцене школьной самодеятельности, и зал смеялся), несколько раз перечитывал вплоть до сегодняшнего дня — смешно! И порой, как это всегда бывает с хорошим юмором, немного грустно…
Жил-был когда-то очень хороший сатирический журнал, «Новый Сатирикон» (до него был еще и просто «Сатирикон», но не будем слишком уж вдаваться в подробности давно минувших лет). И работали в нем прекрасные писатели — Аркадий Аверченко, Тэффи и Аркадий Бухов. Не только они, конечно, это просто самые известные из постоянных авторов журнала. Журнал был очень хороший, едкий, кусачий, из-за чего у него постоянно были трения с властью. Сначала с одной властью (царской), потом с другой (временного правительства). А потом пришли большевики и, чтобы не создавать трений, попросту журнал закрыли. Понятное дело, сатирики — они такие, им в раю разреши журнал издавать, так они и там пропесочат и господа бога за кумовство к архангелам, и серафимов за очковтирательство.
Писателю надо на что-то жить, агитацией никто из сатириков заниматься не захотел, и очутились они все в эмиграции. Однако Бухов, в отличие от своих коллег, все-таки вернулся обратно, принял новую власть и встроился в нее, успев побыть даже главным редактором журнала «Крокодил». В 1937 году его расстреляли. За «шпионаж»…
Но давайте не будем о грустном — лучше поговорим о смешном. Творчество Бухова дошло до меня в двух вариантах - папке с несшитыми листами «Энциклопедического словаря «Нового Сатирикона»», который издавался совместными усилиями всех сотрудников журнала, и авторского сборника «Жуки на булавках», изданного в СССР в 1970 году. Ржачную энциклопедию (извините за жаргонизм, но иначе я это издание назвать не могу) я подробно сейчас рассматривать не стану, про нее надо отдельно писать, а вот книги коснусь.
В «Жуки на булавках» включены, как следует из аннотации «ранние рассказы 1912 - 1918 гг. и рассказы 1928 - 1936 гг., а также рассказы из журналов и газет”. Промежуток в десять лет не случаен — эти десять лет Аркадий Бухов работал в эмиграции, поэтому советское издание стыдливо делает вид, что их просто не было. Стандартная, в общем-то практика, ну да ладно, не о том речь.
Секрет неувядающей актуальности юмора Бухова в том, что рассказы его — о совершенно обычных людях и житейских ситуациях, которые за последние сто лет, по большому счету, не очень-то и поменялись. Конечно, это не биологически-унитазный уровень «юмора» некоторых популярных шоу, но это все так же смешно и все так же похоже на нас, и даже немного философично.
Лентяй всегда – прекрасный читатель. Схватив книгу, он вытянет от нее все, что хотели дать автор и издательство за полтора рубля, в то время как подвижной, работящий человек пользует даже трехрублевую книгу максимально на пятнадцать копеек: узнает имя героя, знакомится с состоянием его папы и, узнав из последней страницы, где герой похоронен, бежит по личным делам на другой конец города…
Лентяй смакует книгу. Он знает, что, когда он кончит ее, ему придется заняться какой-нибудь работой, а так как это неприятно ему по существу, он перечитывает книгу до того момента, пока не убедится, что автору не удалось скрыть от него ни одной строчки.
Я специально выбрал эту цитату, как идеально подходящую к теме канала (а отчасти и ко мне лично), но можно взять и многие другие его рассказы - «Грибной спорт», «Первый начавший», «Как обычно вспоминают» - это рассказы вне времени, ведь грибники, вежливость и мемуаристы существуют и сейчас. А уж «История взятки» и вовсе, наверное, никогда своей актуальности не утратит, увы…
Кстати, я буквально недавно прочитал на литературном фестивале пародию Бухова на «романс под старину»:
Нависала с неба балюстрада
Над крылами нежных клавесин.
Выходила тихая мансарда.
Доедать последний апельсин.
Очевидно, графоманы во времена Бухова ни чем принципиально не отличались от современных )
Никакого писателя нельзя назвать забытым, пока его произведения вызывают у читателя эмоции. Рассказы Бухова до сих пор вызывают смех, а значит, забывать их рано.
#юмор #литература #книги #писатели #сатира