Всем доброго здравия! Меня зовут Наталья. Пишу о том, что вижу, слышу, наблюдаю. Фотографии в статье автора. Начнем, пожалуй.
Мурза Чет ехал к князю, Ивану Калите. Далекий путь из Золотой Орды занял много времени. Привык Чет к дороге, кочевниками были его предки, кочевником был и он сам. Да что-то неможется знатному вельможе. Разболелись старые раны, тело стало как не свое. Остановились на ночлег, разбили лагерь. Поставили шатер для Чета, чтобы отдохнул мурза. Да совсем худо стало Чету. Понял он, что дни его сочтены. С помощью своих слуг вышел из шатра мурза. Прислонился к вековому дубу, напоследок подышать воздухом вольным.
Но тут яркий свет озарил вечернее небо, и увидел Чет неземной красоты женщину в сопровождении двух мужей. Будешь здрав, сказала женщина, если примешь веру Православную! И продлятся дни твои на земле!
Поверил Чет сразу, ибо узнал он покровительницу земли Русской, Пресвятую Богородицу. Принял крещение с именем Захария, а в честь явления ему Пресвятой Богородицы и священномученика Ипатия и апостола Филиппа основал на святом месте монастырь. Событие запечатлено на надвратной иконе при входе в монастырь.
Годом основания монастыря считается 1330 год. Так говорят экскурсоводы. Так и в официальной летописи монастыря записано. Только историки спорят о том, правдива ли история возникновения монастыря да и год основания может быть более ранний. Что ж, будем опираться на ту версию, которая уже есть.
В Костроме мы с мужем оказались не случайно. Решили с этого года посетить города Золотого кольца России, посмотреть на достопримечательности и получить новые впечатления. В этот раз посетили три города: Кострома, Ярославль и Ростов Великий. В каждом городе запланировали по 3 дня, чтобы была возможность поближе познакомиться с городом и его историей. И вот на второй день проживания в Костроме мы из гостиницы отправились на такси к месту слияния двух рек Костромы и Волги. Там и расположен Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь.
Монастырь условно поделен на две части, или так называемые города-Старый город и Новый город. В Новый город доступ воспрещен, там расположены братские кельи монахов. А в Старом городе сосредоточены Храмы да еще и музейные здания. Да, здесь функционирует музей с дореволюционных времен. В советское время монастырь упразднили совсем, оставался музей. Храмы переделали под нужды людей, какие-то взорвали, но хотя бы сохранили Свято-Троицкий Храм с уникальными росписями, чему сейчас мы несказанно рады.
Но прошло безбожное время, и сейчас в монастыре возобновлена монашеская жизнь, в Храмах идут службы, а музей Церковно-археологический также работает.
Вход осуществляется через Екатерининские ворота.
И вот мы на территории монастыря. Купили билеты на музейные экспозиции, а еще заказали экскурсию. Экскурсовод, Елена Валерьевна Лебедева, специалист своего дела. Провела незабываемую по информативному содержанию экскурсию. Низкий ей поклон и большое спасибо.
Погода нам благоприятствовала. Обошлись без дождя, и солнышко сквозь тучки периодически проглядывало. Потому и рассмотрели мы монастырские строения во всей красе.
Спасо-Троицкий Храм пережил историю необыкновенную. Изначально Храм был построен деревянный. В далекие времена дерево было основной строительной базой, вон сколько леса вокруг. Да к сожалению, уж очень дерево недолговечно. То горит, то ветшает быстро. Решено было поставить каменный Храм. Но совсем недолго просуществовал первый каменный Храм. Сгорел. Говорят, что порох хранился в подвале, да кто-то по неосторожности свечу оставил. Грохнул взрыв. Мало что осталось от прежнего Храма.
Погоревала братия о великолепии и величии былого Храма, да и задумала построить новый, краше прежнего. И выстроили! С Божией помощью да с помощью благодетелей и жертвователей новый Спасо-Троицкий Храм воссиял во всей красе при царе Алексее Михайловиче.
Особенное крыльцо у Храма, видите? В лучших русских традициях выполнено. Красиво очень!
Из рода Захарии Чета вышли два знатных рода - Сабуровых и Годуновых. А поскольку раньше чтили свой род, то как раз Годуновы и стали основными благодетелями монастыря, и жертвователями. Не скупились на подарки монастырю, щедро раздавали милостыню, потому и род возвысился до небес-новый род царей русских пошел из рода Захарии, Борис Годунов и его сын Федор Годунов. В монастыре устроена и усыпальница рода Годуновых, здесь похоронены родители царя Бориса.
Только прервалась династия Годуновых слишком быстро. Хорошо ли это или плохо-не знаю. Не нам судить о том. И здесь, в монастыре, зародилась новая династия царей-императоров. Это Романовы.
Вот тебе и простой провинциальный монастырь, а на поверку-колыбель царская.
О том, что первого царя из рода Романовых в монастыре призвали на царство-знает любой школьник. Во всяком случае, я про этот факт с детства помню. А тут нам как раз и палаты царские показывают. Ух ты! Здорово! Вот она, та самая лестница, по которой не раз восходили цари-императоры к себе в покои. А теперь и мы, простой народ, можем тем же путем пройти. Вот уж диво, так уж диво.
Мозаичную отделку палат царских уже потом придумали, когда перестраивали эти самые палаты. И теперь смотрятся они по-особенному, ярко и красиво.
Внутри палат музей находится. Экспонаты, относящиеся к жизни царской династии Романовых, доступны для просмотра широкой публике.
Вот список с той чудотворной иконы Федоровской иконы Божией матери, которой благословила инокиня Марфа своего сына Михаила на царство. Или фонарь, с которым Посольство из Москвы пришло просить о помазании на царство Михаила Романова. Подобных экспонатов много в палатах.
Портреты висят отца и матери царя Михаила-патриарха Филарета и инокини Марфы.
Печь изразцовая. В то время-большая редкость, ибо создавались изразцы мастерами высшей квалификации. И рисунки на изразцах не повторяются, хотя выполнены в едином стиле.
Иконы представлены в музее. Вот Казанская икона Божией Матери. Украшена каменьями самоцветными да драгоценными. Чеканный оклад. Жаль, что не в Храме эта икона, а в музее...
Вот целый ряд икон, из иконостаса разрушенной церкви. Немного больно смотреть на них. Ведь Храм-то разрушили... Но радостно, что иконы эти сохранились!
Кресла, изготовленные к 300-летию дома Романовых. Красивые какие.
Проходы и галереи в палатах. Небольшие окошки. Раньше я не знала, почему в старинных домах окошки такие маленькие. А оказывается, чтобы сохранять тепло. Или прохладу летом. Да и застеклить окошки особо нечем было, слюдой, а то и вовсе бычий пузырь натягивали на окно.
Прошлись мы по музею да и отправились дальше. Двор монастыря с любовью ухожен. Посажены фруктовые деревья или просто красивые. Елки, например. Цветут клумбы с цветами. Хорошо, однако.
Приятно погулять и полюбоваться на эту красоту, выращенную заботливыми руками.
Мы зашли еще в один музей. Там выставлены вклады бояр и царей Годуновых. Увидели древние иконы с драгоценными окладами, ковчеги, церковную утварь, вышитые пелены. Вот врата, которых осталось четыре или пять по всей стране. Они особым способом становились червлеными, с помощью ртути. Но ртуть слишком вредна для людей, и такой способ при Петре I запретили.
Много экспонатов на выставке. Можно полистать галерею.
Это все вклады в монастырь Годуновых. Листайте фотографии.
На втором этаже здания выставка русской иконы. В основном иконы, представленные здесь, из уничтоженных и разрушенных Храмов и монастырей. Вы только посмотрите, какие это иконы! Дух захватывает от увиденного.
И конечно мы зашли внутрь Спасо-Троицкого Храма. Великолепно расписанный собор, с чудотворными иконами и намоленностью места поражает своей святостью. Помолившись Господу, Божией Матери и всем святым, поставили свечи и подали записки. С чувством глубокой благодарности за благодеяния Господне вышли мы из Храма. Да, Ипатьевский монастырь остался в нашем сердце навсегда.
Захотели бы мы сюда вернуться? Безусловно, да! Порекомендовали бы мы это место для посещения? Конечно, да! Причем монастырь интересен не только православным верующим, но и людям других конфессий. Это точно.
Понравилась статья? Спасибо! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, что вам будет и дальше интересно и познавательно!