Найти тему

Жизнь и мысли людей Севера. Кто и почему становится оленеводом.

Совсем недавно я делился историей своей невероятной поездки на Ямал, где я создавал репортаж об оленеводах, проживающих в тундре. Сегодня хотел бы рассказать больше о людях и немного о их жизни.

Ханты — один из древних народов Западной Сибири. Самоназвание хантов — «хантэ» значит «человек». «Манси» также означает «человек» и восходит к прафинно-угорскому слову. Ненцы называют себя «ненэй ненэч», что буквально означает «настоящий человек». Чукчи называли себя луораветланами, что в переводе означало «настоящие люди».

На фотографии семья хантов внутри чума, а точнее ее женская и детская часть)
На фотографии семья хантов внутри чума, а точнее ее женская и детская часть)

Мужчины там как-то не очень любят фотографироваться в доме. Или точнее вообще не любят :) Причина этому в том, что чум – территория женщины, а мир вокруг – место мужчины. Вообще, оленеводы у которых я гостил, были очень добрыми и открытыми. Рассказывали много про промысел, про жизнь, было много бесед за чаем по вечерам. Но вот к камере отношение у многих предвзятое. Только через пару дней после моего приезда, получилось начать фотографировать жителей чумов.

-3

Современное мировоззрение хантов сохраняется в виде сплава древнейших угорских представлений, элементов иранского круга культур, христианских верований, и, наконец, научного мировоззрения. Как и в прежние исторические периоды мировоззрение народа не является фиксированным, неподвижным. Появляются и чрезвычайно быстро оформляются новые образы, понятия. Увлекательно наблюдать, как люди рассказывают тебе в беседе о хозяине леса — медведе и говорят, что его не принято называть по имени, чтобы не навлечь беду. А потом рассказывают историю о том, как они отгоняют его от стада на квадроцикле. В разговорах о тайге, о деревьях и горах ты все еще чувствуешь анимистическое мировоззрение древности, которое покрывается сегодня технологическим налетом.

-4

Из народов, в этом стойбище жили вместе ханты и коми. Мужчины ханты и коми не носят народную одежду, а вот женщины все в красивых национальных нарядах почти все время. До этого я пересекался только с ненцами и было интересно видеть разницу в одежде, у хантов она более яркая и чем-то даже ближе к славянской, как мне показалось. Возможно сказалось близость к славянским племенам, как мне кажется, с ними ханты, манси и коми пересекались с более древних времен, чем ненцы или чукчи.

-5

Периодически встречается мнение людей, которые выражают сожаление о том, что подобные культуры постепенно исчезают под натиском цивилизации. Я, кстати, испытываю похожие эмоции, внутри живет странное чувство грусти от того, что вскоре мы можем и не увидеть традиционные уклады жизни коренных народов Севера и Сибири и Дальнего востока. Но одна из главных причин этому — дети оленеводов хотят жить, учиться и работать в городе. Многие не хотят продолжать жить по традиции, потому что работа — сложная, условия жизни — сложные, такой уклад жизни бьет по здоровью, поэтому молодое поколение и выбирает более цивилизованный образ жизни.

На фотографии сын оленевода, который вместе с отцом пригнал запряженную нарту из стойбища.
На фотографии сын оленевода, который вместе с отцом пригнал запряженную нарту из стойбища.
-7

Дети оленеводов уже учатся в интернатах, а на лето возвращаются к семье. Эту девочку зовут Лера. Она приехала из поселка в стойбище на каникулы, где живет ее семья. Здесь она останется до конца августа и будет помогать своей семье, пока не начнется новый учебный год. Но все же пока, некоторые из них, после окончания школы возвращаются в родные края и продолжают дело своих родителей. Возможно подобная тенденция будет сохранятся и все меньше детей будет возвращаться, а может и останется все как есть, в любом случае каждый такой выбор оставит след на сохранении традиционного уклада жизни всего народа.