Найти тему

Татары и нелегальная уличная культура

Представьте себе, если я бы проснулся как-то, а я в шкуре другого человека - секретный председатель Секретного Комитета по Татарскому Языку и Всему Такому, неподотчетный, наделенный сверхполномочиями, не совсем обязанный соблюдать законы. И от меня только идеи, идеи, идеи - серые, незаметные агенты Смиты все тихонько сделают, не взирая на бюджеты, в любом объеме. Вот с чего бы я начал, чтобы всем стало казаться, что татарский язык и все такое - это норма? Не трогая самих людей, не залезая в их взаимоотношения?

Я бы занялся созданием ощущений у жителей, что вообще все, кроме них считают посыл информации на татарском ко всем нормой, что непонимающих ну совсем мало, вот только вы. Но как это сделать? А очень просто, сделать татароязычным массив информации, которая делается в скудных ресурсах, которую люди выладывают всегда на языке, который зайдет всем, без желания дублировать.

Так, мои агенты находили бы нелегальные объявления, а затем переоформив их на татарском, расклеивали бы свой вариант о том же с реальными контактами, раз так в 10 больше оригинала. То же с нелегальной рекламой.

Еще бы я озаботился тем, что проплатил некоторым представителям молодежи ездить на машинах громко слушая татарскую альтернативную рок-музыку и рэп. Не сау-Салават (такое есть, и играет в минус принятию татарского нелюбителям жанра)., не русский гангста рэпчик, а хотя бы такой же татарский, вроде Нурминского.

Но еще более важно было бы создать ощущение, что нелегальное уличное, молодежное искусство в основном татароязычно. Это бы влияло существенно, молодежи свойственно сомнваться, когда они видят среду, в том, что такие они, к чему они сейчас стремятся, это хорошо, или плохо. А это дало бы им еще один вариант видения нормы. Кстати, зачатки уже есть:

Усал. По-татарски это "злой". Такими тэгами заполнен почти весь Московский район Казани
Усал. По-татарски это "злой". Такими тэгами заполнен почти весь Московский район Казани

Я думаю, кроме самостоятельно возникших тэгов и полноценных, но нелегальных и явно не одобренных на городской мурал работ с текстом на татарском, размещенных в промзонах, на заборах предприятий в сторону городских лесов, была бы интересна и рефлексия - вот пришли ребята в плохому тэгу на русском или английском, и рядом нарисовали качественный тэг с переводом на татарский, кириллицей, если с русского, латиницей, если с английского. Это было бы прям сшибающе.

Далее привожу материал из своей татарской статьи годичной давности:

Attrange (c)
Attrange (c)

Мне в целом знакома общая постсоветская ситуация в молодежной культуре, в политических взглядах. Как правило, в отдельных сферах, вроде машиностроения, прочей тяжелой промышленности, укоренились даже среди работающей там молодежи советские представления о том, что их - какой язык, какая культура, что хорошо, что плохо. И, напротив, в секторах, которые возникли только в 1990е, это не только купи-продай бизнес, а еще и совсем новые сферы, например айти или дизайн, и вот там взгляды на все это как правило противоположны. Это и Украина, и Прибалтика, да и другие союзные республики. Причем эти воззрения как правило и правда больше определяются кругом, социальным слоем, а не только этническим происхождением (которое порой с кругом и соц.слоем коррелирует, но все же).

https://www.instagram.com/ayzat.minhaci/
https://www.instagram.com/ayzat.minhaci/

В общем, как правило, среда графических дизайнеров, людей искусства очень поддерживает национальную культуру, а на русскую советскую смотрит как на симбиоз колониальной с глобальной, не раскрывающей особенностей, унифицирующую, упрощающую. Это все не нравится художникам по определению. Кстати, мое мнение, что новый технологический уклад, вместо старого промышленного, он требует как раз вот таких разнообразных, неодинаковых людей.. Это я упреждаю комменты от "бумеров", дескать, чего хорошего в этом разнообразии и уникальности, давай обратно, мол, унифицированную советскую культуру (и нас, "бумеров", вырощенных сразу под нее, которым не пришлось под нее меняться, как эталон ее). Увы, потребностям времени она не соотвествует, соотвествовала когда-то, но уже все, не подходит. Так что этот взгляд творческих людей - попутен ходу истории, а попытки его затормозить - это попытки затормозить.

https://www.instagram.com/p/Bi7kOiWHf6q/ gospodinhudojnik (c)
https://www.instagram.com/p/Bi7kOiWHf6q/ gospodinhudojnik (c)

Например, мое наблюдение за украинской дизайнерской средой показало, что для них, в сравнении с другими профессиями, более важна тема гражданской ответственности, нации. И даже русскоязычные дизайнеры как правило создают украиноязычный продукт. Как более соотвествующий их идеалам. Ну то есть, если вообще им в голову придет идея делать какой-то креатив на любую тему, то они сделают плакат или постер "по умолчанию" на украинском. Это кажется им само собой разумеющимся.

Художник Радик Мусин за работой
Художник Радик Мусин за работой

И вт у меня такой вопрос. Почему в Татарстане до самого недавнего времени было не так? Да, сейчас среди графических дизайнеров, как и во всем народе, есть разные направления, представлены все политические взгляды. Но вот раньше о существовании татарских профессиональных дизайнеров, болеющих душой за все татарское, я не слышал. Такое ощущение, что в Татарстане они были все с идеалами советского интернационализма (превратно извращавшими интернационализм как равенство всего со всем в иерархию всего русского как интернационального и общего над нацинальным и частным), или глобализованные, то есть с представлениями, что англо-арабо-китайское хорошо, ибо хорошо продается. Ну и это разделение ощущалось довольно давно. Если ты рисуешь модные западные картиночки, то ты должен максимально удалиться от чего бы то ни было татарского, в твоих шрифтах не будет ни одной татарской буквы, в текстах - ни одной татарской надписи. Если же ты "милли җанлы", то весь твой дизайн был зелено-бело-красным салатом, шрифты претендовали на арабскость форм, а кривые линии закручивались непроизвольно в кипчакский тюльпан на всех паттернах. И все, никакой серидины между этими двумя крайностями!

Как будто и не было любившего эксперименты Фаика Тагирова, как будто никгда не было Баки Урманче, как будто на минаретах Булгара куфические арабские надписи не морозили кровь своей нордической строгостью!

Да, теперь в искусстве и дизайне "избитые" паттерны применяются, но осмысленно и специально. Не от неумения сделать по-другому, а когда специально есть чего сказать и выразить именно так.
Да, теперь в искусстве и дизайне "избитые" паттерны применяются, но осмысленно и специально. Не от неумения сделать по-другому, а когда специально есть чего сказать и выразить именно так.

Все это сейчас, конечно, меняется. Но медленно, в сравнении с музыкой. Но все же способная вести "татарскость" "золотая середина" возникла. И это не избитый "дизәен" "национальных дизайнеров", и не глобализованный "дезигн" не желавших не иметь ничего общего с татарским. Зрители уже готовы, а вот художники чутка не поспевают, лишь догоняя музыкантов :)

Валерия Цинк (с)
Валерия Цинк (с)

И все же, только этого не хватит. Истинное искусство, это это искусство способное нарушать закон и порядок, поднимая новые воросы. А вот смелости на это пока не хватает :)