Найти тему
Внезапно коротко

Екатерина, георгины и несуществующие шаманы

Иоганн Готлиб Георги, или, проще, Иван Иванович Георги выпустил «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей» в Санкт-Петербурге в 1776–1780 годах. В четырёх частях! С картинками!

-2

Екатерине Великой очень понравилось это исследование, и она наградила Георги золотой табакеркой. После смерти великого учёного в 1802 году немецкий ботаник Карл Людвиг Вильденов назвал в честь Георги род растений из семейства астровых – георгины (лат. Dahlia).

-3

Третья часть этого исследования называлась «Семоядские, манджурские и восточные сибирские народы» и содержала главу «О шаманском языческом законе».

-4

Но ведь никаких шаманов не существует! Служители древних культов у разных народов называются по-разному.

У саха (якутов) – ойуун или удагaн, если женщина;
у ненцев – тадебей;
у бурят – бэшэгты, боо;
у чувашей (сувар) – ырамащ;
у кетов – сенин;
у алтайцев – кам;
у тувинцев – хам;
у эскимосов – ангакок, эненылин;
у корейцев – мудан, кстати, большей частью женщины;
у японцев – итако, тоже преобладает женский пол;
у казахов и киргизов – баксы, бакши или бахши;
у татар – багучы;
у цыган – човали;
у саамов – нойда;
у жителей Хакасии – по уровню силы – пугдуры, пулгосы и чаланчики;
у монголов – бөө, заарин, багш;
у арабских бедуинов – фукара;
у семангов – халак;
у джакунов – поханг или поянг;
у ибанов – мананг ...

И только у эвенков, нанайцев и маньчжуров — саман, шаман.

Но именно слово «шаман» принесли с собой русские служивые люди из Сибири, оно встречается уже в записках протопопа Аввакума. А голландец Николаас Витсен, путешествовавший по Руси в середине XVII века, впоследствии в своей книге Noord en Oost Tataryen («Северная и Восточная Тартария», 1692) рассказал про шаманов европейцам.

Обитатели Та(р)тарии: А - якут, В - калмык, С - киргизский остяк, Д - даурский тунгус. Илл. из книги Н. Витсена
Обитатели Та(р)тарии: А - якут, В - калмык, С - киргизский остяк, Д - даурский тунгус. Илл. из книги Н. Витсена

Адам Бранд, торговец из Любека, опубликовал в 1698 году свой отчёт о российском посольстве в Китай; перевод его книги, опубликованной в том же году, ввёл слово «шаман» в английский язык.

И тем более нет никакого «шаманизма»!

Если шаман – служитель культа, то это может быть какой угодно культ! У каждого народа свой! А слово «шаманизм» подразумевает под собой веру в самих шаманов, но не в духов, проводниками которых являются шаманы.

Ох уж эти пришлые люди, вечно всё не так поймут и назовут. Например, ламаизм. Что это, вера в лам? Нет, это буддизм, вера в Будду, храмы которого обслуживаются служителями-ламами. Или, например, православие – это же не вера в попов, не попоизм, не поповщина.

Так что реально никакого шаманизма не существует, а вот георгины существуют.