Найти тему
Томская неделя

Пока еще не поздно нам сделать остановку…

Остановки общественного транспорта в областном центре по-прежнему не отвечают элементарным требованиям к их размещению, оборудованию и благоустройству, что может привести к гибели граждан

«Томская НЕДЕЛЯ» многократно писала о проблемах общественного транспорта в нашем городе. В критических публикациях: «Информирование вместо наказания?» от 12.02.2016 г. № 6, «Непрактичная остановка» от 21.10.2016 г. № 42, «Уж сколько раз писали мэру» от 10.03.2017 г. № 10, «Где ты, моя остановка?» от 18.08.2017 г. № 33, «БЕЗостановочное безразличие» от 17.11.2017 г. № 46, «Томичей снова обманули» от 22.11.2019 г. № 47, «Шуму много — толку мало!» от 17.01.2020 г. № 3, «Адовы муки общественного проезда» от 06.11.2020 г. № 45, «Остановочный кошмар» от 29.07.2021 г. № 30, «Стой и жди» от 10.09.2021 г. № 37 мы рассказывали о проблемах организации пассажирских перевозок на территории областного центра. Каждый второй житель нашего города на вопрос о том, какие проблемы транспорта его волнуют, в том числе говорит о плачевном состоянии остановочных комплексов, а также их отсутствии.

В последней критической публикации «Стой и жди» мы рассказали о том, что из-за переноса конечной остановки у п. Аникино пожилые граждане после того, как наработались на своих огородах, вынуждены по 30-40 минут стоять на необорудованной остановке, не имея возможности ни присесть, ни укрыться от непогоды.

У читателя может возникнуть вопрос: почему редактора и журналистов нашей газеты так сильно волнует тема каких-то там остановок? Все очень просто: остановочные комплексы — это не только дань комфорту людей и удобству останавливающимся автобусам. Часто остановочные комплексы являются дополнительной защитой для граждан, ожидающих общественный транспорт. Причем защитой не только от зноя или непогоды, но и от самих автомобилей. От того, как именно оборудована остановка, зависит не только комфорт людей, но порой и их здоровье, и даже жизни.

агедия в п. Мирном
агедия в п. Мирном

Трагедии последних лет

Известно немало случаев, когда водители, не справившиеся с управлением, врезались в остановочные комплексы. При этом люди, находящиеся в это время на остановке, оставались живы. Таким образом, остановочные комплексы принимали на себя основной сокрушительный удар от несущейся на всем ходу техники.

Не менее известны и более трагические случаи: когда отсутствие остановочного комплекса, возможно, сыграло роковую роль, и люди погибли. Так, только в последнее время в Томской области произошло два таких происшествия. Напомним их нашим читателям.

25 мая 2016 г. в районе п. Апрель машина насмерть сбила 10-летнего мальчика, который с дядей переходил дорогу по пешеходному переходу в направлении остановки. 18 июля 2016 г. в п. Мирном водитель автомобиля Toyota, не справившись с управлением, въехал на остановку и сбил трех пешеходов. Стоявшие на остановке мать с четырехлетней дочкой погибли на месте; третью девушку госпитализировали. Как рассказала очевидец этой трагедии, пострадавшие ожидали автобус на несанкционированной остановке.

Остановочный павильон «пер. Источный», пострадавший от транспорта
Остановочный павильон «пер. Источный», пострадавший от транспорта

Одна из причин гибели людей — отсутствие остановочных павильонов

На экстренном совещании, собранном по факту очередной аварии, заместитель начальника Управления ГИБДД по Томской области Андрей Драница отметил: «Исходя из ДТП в Мирном, сложно было какие-то меры (профилактики) предпринять. Как это можно было сделать, если человек не справился с управлением и выехал на обочину, совершил наезд на пешеходов». При этом он отметил, что одной из причин трагедии была именно несанкционированная остановка, из-за которой люди стояли близко к обочине. При этом подобная ситуация, по словам А. Драницы, сложилась и из-за отсутствия обустроенной остановки. Он призвал глав муниципальных образований принять конкретные меры по борьбе с несанкционированными остановками, а также установить остановочные комплексы в положенных местах. По его мнению, их наличие помогло бы избежать жертв при ДТП в п. Мирном и около п. Апрель.

«Я беседовал с дядей, который находился с ребенком. На одной стороне есть остановочный павильон, на другой нет. Они пришли на остановку, на которой не было павильона. При этом автобус было еще долго ждать, поэтому они и решили перейти на другую сторону, чтобы дождаться. Вот и перешли. Возможно, если бы был павильон, такого бы не было», — отметил Драница.

Ровно об этой опасности мы и писали в материале «Стой и жди». «Поскольку оборудованная сиденьями остановка осталась на противоположной стороне Коларовского тракта, иногда люди ходят туда, чтобы посидеть. А как увидят за поворотом автобус, надо успеть добежать через дорогу. Движение по тракту интенсивное, так что не удивительно, что люди, увидевшие приближающийся автобус и спешно перебегающие дорогу, создают тем самым аварийные ситуации»!

История продолжается?..

Самое страшное, что не оборудованные должным образом остановки — это не только загородная проблема. В самом Томске тоже полно таких остановок, не имеющих заездного кармана и не оборудованных павильонами.

Так, остановка маршрутных автобусов на ул. Гагарина — сразу за пересечением с пер. Плеханова. Мало того, что остановка общественного транспорта, обозначенная специальным дорожным знаком, в нарушение требований законодательства, не имеет заездного кармана, так еще прямо на ней каждый день стоят припаркованные машины. Владельцы которых, чиновники, работающие в рядом расположенных учреждениях, используют остановку, как парковку. Автобусу, подъехавшему к такой остановке, встать негде, поэтому он осуществляет посадку и высадку пассажиров прямо на проезжей части. УГИБДД никаких мер по сложившейся ситуации не принимает.

Остановка на ул. Р. Люксембург
Остановка на ул. Р. Люксембург

Безобразие на ул. Татарской

Два года мы писали о ненадлежащем оборудовании остановки общественного транспорта «пер. Источный», расположенной на ул. Татарской. В итоге только с одной стороны дороги появился остановочный павильон, на котором не скрыться от пронизывающего ветра и снега. При этом обе остановки (и в одну сторону, и в другую) по-прежнему не отвечают правилам безопасности дорожного движения, будучи слишком маленькими по занимаемой площади. А ведь, согласно требованиям к остановочным пунктам, их оборудованию и благоустройству, площадь остановочного комплекса и автопавильона устанавливается в зависимости от пассажиропотока на конкретной остановке общественного транспорта, но не менее 12 квадратных метров!

По-прежнему отсутствуют остановочные павильоны и заездные «карманы» на остановке «ул. Татарская», в обе стороны. И это на улице, которую часто посещают гости города, любуясь старинными резными домами!

Зимой данные остановки практически не чистятся от снега, а значит, их и без того маленькая площадь еще сокращается. Понятно, что люди при этом, чтобы не лазить по сугробам, вынуждены стоять практически на проезжей части, подвергая свои жизни дополнительному риску. И это при том, что неподалеку расположен городской департамент дорожной деятельности и благоустройства, отвечающий за состояние и содержание остановок общественного транспорта.

Останова по ул. Р. Люксембург

Остановка «1905 г.» по ул. Р. Люксембург, на которой останавливаются автобусы маршрута № 8 (9), в нарушение п. 6 ст. 19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» не имеет: знака остановки, номера автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписания, указания времени начала и окончания движения автобуса данному маршруту. Кроме того, в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует заездной «карман»! Поскольку на столбе у автобусной остановки закреплен знак дорожного движения «Парковка», тут же на остановке стоят припаркованные автомашины, и зачастую посадка, высадка пассажиров осуществляется прямо на проезжую часть, что угрожает для жизни и здоровью граждан. Кроме того, тем самым, в связи с отсутствием заездного «кармана», создается аварийная ситуация!

Все смешалось: автомобили, люди…

Остановка «Почта» по ул. Войкова (в сторону бывшей Карандашной фабрики), где проходит маршрут № 29, вообще расположена на проезде для автомашин к магазину «Ярче». И пассажиры, выходя из автобуса, рискуют попасть под отъезжающую или подъезжающую к магазину машину. О какой безопасности людей при этом может идти речь?! На наши запросы по поводу этой ситуации из прокуратуры приходили ответы о том, что с этой остановкой якобы все нормально. Однако редактор газеты Владимир Губа решил ознакомиться с материалами проверок и, побывав для этого в прокуратуре, обнаружил в документах информацию о том, что УГИБДД уже неоднократно налагала штрафы за расположение этой остановки, не отвечающей требованиям правил безопасности. И при этом остановка по-прежнему на старом месте и на ней, как и прежде, отсутствует указание названия остановки, номер автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, его расписание, время начала и окончания движения по данному маршруту, что является нарушением п. 6 ст. 19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта».

Новое и… крайне неудобное

Совсем недавно дальше от центрального универмага перенесли остановку «ЦУМ» — к колледжу культуры. Теперь и без того большая территория, от остановки «Театр юного зрителя» до ост. «ЦУМ», стала еще длиннее. Пожилым людям, которым необходимо попасть в Богоявленский собор, часовню или в онкологический диспансер, теперь еще дольше добираться до этих мест пешком… Где забота о пожилых гражданах?

Остановочный карман на новой остановке «ЦУМ» настолько маленький, что в него при всем желании вмещается от силы три маршрутных автобуса. И то, только если два из них стоят наискосок — на въезде и на выезде из самого кармана. Ни павильона, ни даже простой скамейки для ожидания на данной остановке не предусмотрено: для этого здесь элементарно нет места. Налицо нарушение ГОСТ Р 52766-2007! При этом томичи, ожидающие транспорт, создают препятствие проходящим по тротуару гражданам.

Новая остановка «ЦУМ»
Новая остановка «ЦУМ»

Тимирязево

Остановка «пер. Рабочий», что на ул. Ленина в с. Тимирязево, маршрут № 38(39), уже длительное время эксплуатируется с грубейшими нарушениями законодательства, причем с обеих сторон. Здесь отсутствуют: заездные «карманы», указание номера автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписание, время начала и окончания движения по данному маршруту. А ведь все это безобразие происходит прямо у коттеджа депутата государственной думы РФ Татьяны Соломатиной! Какой она депутат, если у своего дома порядок с остановкой навести не может?! Похоже, у этой женщины, врача, ни разу не дрогнуло сердце, наблюдая, как местные детишки играются на неприспособленной остановке в ожидании общественного транспорта, с риском попасть под машину!

Как не дрогнет сердце у депутата-врача при виде такой картины?!
Как не дрогнет сердце у депутата-врача при виде такой картины?!

Коларовский тракт

Еще в 2017 г. в материале «Уж сколько раз писали мэру», мы писали об откровенном издевательстве городских чиновников над томичами при эксплуатации остановки общественного транспорта «Заправка», что по Коларовскому тракту, где останавливаются маршрутки № 27, 401, 442, 443. Эта остановка разместилась на узенькой полоске земли прямо у забора Южного кладбища. С того времени ничего не изменилось, все также отсутствуют: заездной «карман», указание номера автобуса осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписания, время начала и окончания движения автобуса данному маршруту. Как говорится, одно неосторожное движение и ты на кладбище, благо и везти далеко не надо, все рядом!

Есть время подумать о бренности бытия
Есть время подумать о бренности бытия

Мэрия

Как заявил в августе 2020 г. на комитете городского хозяйства думы Томска ответственный, в том числе и за благоустройство городских остановок, заместитель мэра Вячеслав Черноус, «Программа рассчитана до 2024 года. В 2021 году мы планируем поставить 16 остановок. Почему все не можем в следующем году — у нас кроме установки павильонов есть много видов работ, включая ремонт дорог, ямочный ремонт и прочие. Все они требуют денег. И деньги распределяются в соответствии с приоритетом — в первую очередь, мы обязаны обеспечить движение пассажирского транспорта, поэтому основной упор туда идет. А остановки сегодня идут по остаточному принципу». Вот так наша с вами жизнь и здоровье оцениваются по остаточному принципу! Пока у нас в Томске руководят чиновники, не имеющие специализированного образования, добра не жди!

Государев человек — губернатор Сергей Жвачкин и его команда уже давно самоустранились от защиты прав томичей, чем не преминули воспользоваться мэрские чиновники, продолжая откровенно издеваться над нами!

Губернатор С. Жвачкин метал громы и молнии по поводу трагедии в п. Мирный, когда 18.07.2016 г. в результате ДТП погибли на месте стоявшие на остановке мать с четырехлетней дочкой. Глава администрации Томского района Владимир Лукьянов обещал журналистам ТВ2, что через полгода-год около места трагедии будет оборудован остановочный комплекс. Увы, остановка появилась только спустя более длительное время.

Похоже, городские чиновники просто ждут очередную трагедию, чтобы выделить деньги на приведение городских остановок в соответствие с требованиями законодательства, для создания безопасных и комфортных условий гражданам, пользующихся общественным транспортом.

Органы контроля и надзора

Государственный надзор за дорогами и элементами обустройства дорог и дорожными сооружениями возложен на госавтоинспекцию, в нашем случае УГИБДД УМВД по Томской области. Тогда почему бездействуют сотрудники УГИБДД? Почему они не подают в суд на администрацию Томска для понуждения мэрских чиновников создать безопасные условия для пассажиров?! После наших неоднократных публикаций об остановочном кошмаре никто из представителей ГИБДД не обратился в нашу редакцию, чтобы прокомментировать наши критические публикации. Почему сотрудники УГИБДД длительное время закрывали глаза на использование в том же п. Мирный несанкционированных, а также необорудованных остановок общественного транспорта, что в итоге и привело к трагедии! Кто из должностных лиц УГИБДД ответил за произошедшую трагедию?!

Почему безмолвствует прокуратура Томской области, в чью обязанность входит прокурорский надзор за соблюдением прав граждан?! Все заняты своими личными интересами?! Впору у здания областной прокуратуры поставить статую ждуна.

А как же мы, содержащие этих бездельников на свои налоги?! И снова вспоминается фраза из монолога А. Райкина — «Привет, ребята, вы хорошо устроились!».

Ева Маденова