Остановки общественного транспорта в областном центре по-прежнему не отвечают элементарным требованиям к их размещению, оборудованию и благоустройству, что может привести к гибели граждан
«Томская НЕДЕЛЯ» многократно писала о проблемах общественного транспорта в нашем городе. В критических публикациях: «Информирование вместо наказания?» от 12.02.2016 г. № 6, «Непрактичная остановка» от 21.10.2016 г. № 42, «Уж сколько раз писали мэру» от 10.03.2017 г. № 10, «Где ты, моя остановка?» от 18.08.2017 г. № 33, «БЕЗостановочное безразличие» от 17.11.2017 г. № 46, «Томичей снова обманули» от 22.11.2019 г. № 47, «Шуму много — толку мало!» от 17.01.2020 г. № 3, «Адовы муки общественного проезда» от 06.11.2020 г. № 45, «Остановочный кошмар» от 29.07.2021 г. № 30, «Стой и жди» от 10.09.2021 г. № 37 мы рассказывали о проблемах организации пассажирских перевозок на территории областного центра. Каждый второй житель нашего города на вопрос о том, какие проблемы транспорта его волнуют, в том числе говорит о плачевном состоянии остановочных комплексов, а также их отсутствии.
В последней критической публикации «Стой и жди» мы рассказали о том, что из-за переноса конечной остановки у п. Аникино пожилые граждане после того, как наработались на своих огородах, вынуждены по 30-40 минут стоять на необорудованной остановке, не имея возможности ни присесть, ни укрыться от непогоды.
У читателя может возникнуть вопрос: почему редактора и журналистов нашей газеты так сильно волнует тема каких-то там остановок? Все очень просто: остановочные комплексы — это не только дань комфорту людей и удобству останавливающимся автобусам. Часто остановочные комплексы являются дополнительной защитой для граждан, ожидающих общественный транспорт. Причем защитой не только от зноя или непогоды, но и от самих автомобилей. От того, как именно оборудована остановка, зависит не только комфорт людей, но порой и их здоровье, и даже жизни.
Трагедии последних лет
Известно немало случаев, когда водители, не справившиеся с управлением, врезались в остановочные комплексы. При этом люди, находящиеся в это время на остановке, оставались живы. Таким образом, остановочные комплексы принимали на себя основной сокрушительный удар от несущейся на всем ходу техники.
Не менее известны и более трагические случаи: когда отсутствие остановочного комплекса, возможно, сыграло роковую роль, и люди погибли. Так, только в последнее время в Томской области произошло два таких происшествия. Напомним их нашим читателям.
25 мая 2016 г. в районе п. Апрель машина насмерть сбила 10-летнего мальчика, который с дядей переходил дорогу по пешеходному переходу в направлении остановки. 18 июля 2016 г. в п. Мирном водитель автомобиля Toyota, не справившись с управлением, въехал на остановку и сбил трех пешеходов. Стоявшие на остановке мать с четырехлетней дочкой погибли на месте; третью девушку госпитализировали. Как рассказала очевидец этой трагедии, пострадавшие ожидали автобус на несанкционированной остановке.
Одна из причин гибели людей — отсутствие остановочных павильонов
На экстренном совещании, собранном по факту очередной аварии, заместитель начальника Управления ГИБДД по Томской области Андрей Драница отметил: «Исходя из ДТП в Мирном, сложно было какие-то меры (профилактики) предпринять. Как это можно было сделать, если человек не справился с управлением и выехал на обочину, совершил наезд на пешеходов». При этом он отметил, что одной из причин трагедии была именно несанкционированная остановка, из-за которой люди стояли близко к обочине. При этом подобная ситуация, по словам А. Драницы, сложилась и из-за отсутствия обустроенной остановки. Он призвал глав муниципальных образований принять конкретные меры по борьбе с несанкционированными остановками, а также установить остановочные комплексы в положенных местах. По его мнению, их наличие помогло бы избежать жертв при ДТП в п. Мирном и около п. Апрель.
«Я беседовал с дядей, который находился с ребенком. На одной стороне есть остановочный павильон, на другой нет. Они пришли на остановку, на которой не было павильона. При этом автобус было еще долго ждать, поэтому они и решили перейти на другую сторону, чтобы дождаться. Вот и перешли. Возможно, если бы был павильон, такого бы не было», — отметил Драница.
Ровно об этой опасности мы и писали в материале «Стой и жди». «Поскольку оборудованная сиденьями остановка осталась на противоположной стороне Коларовского тракта, иногда люди ходят туда, чтобы посидеть. А как увидят за поворотом автобус, надо успеть добежать через дорогу. Движение по тракту интенсивное, так что не удивительно, что люди, увидевшие приближающийся автобус и спешно перебегающие дорогу, создают тем самым аварийные ситуации»!
История продолжается?..
Самое страшное, что не оборудованные должным образом остановки — это не только загородная проблема. В самом Томске тоже полно таких остановок, не имеющих заездного кармана и не оборудованных павильонами.
Так, остановка маршрутных автобусов на ул. Гагарина — сразу за пересечением с пер. Плеханова. Мало того, что остановка общественного транспорта, обозначенная специальным дорожным знаком, в нарушение требований законодательства, не имеет заездного кармана, так еще прямо на ней каждый день стоят припаркованные машины. Владельцы которых, чиновники, работающие в рядом расположенных учреждениях, используют остановку, как парковку. Автобусу, подъехавшему к такой остановке, встать негде, поэтому он осуществляет посадку и высадку пассажиров прямо на проезжей части. УГИБДД никаких мер по сложившейся ситуации не принимает.
Безобразие на ул. Татарской
Два года мы писали о ненадлежащем оборудовании остановки общественного транспорта «пер. Источный», расположенной на ул. Татарской. В итоге только с одной стороны дороги появился остановочный павильон, на котором не скрыться от пронизывающего ветра и снега. При этом обе остановки (и в одну сторону, и в другую) по-прежнему не отвечают правилам безопасности дорожного движения, будучи слишком маленькими по занимаемой площади. А ведь, согласно требованиям к остановочным пунктам, их оборудованию и благоустройству, площадь остановочного комплекса и автопавильона устанавливается в зависимости от пассажиропотока на конкретной остановке общественного транспорта, но не менее 12 квадратных метров!
По-прежнему отсутствуют остановочные павильоны и заездные «карманы» на остановке «ул. Татарская», в обе стороны. И это на улице, которую часто посещают гости города, любуясь старинными резными домами!
Зимой данные остановки практически не чистятся от снега, а значит, их и без того маленькая площадь еще сокращается. Понятно, что люди при этом, чтобы не лазить по сугробам, вынуждены стоять практически на проезжей части, подвергая свои жизни дополнительному риску. И это при том, что неподалеку расположен городской департамент дорожной деятельности и благоустройства, отвечающий за состояние и содержание остановок общественного транспорта.
Останова по ул. Р. Люксембург
Остановка «1905 г.» по ул. Р. Люксембург, на которой останавливаются автобусы маршрута № 8 (9), в нарушение п. 6 ст. 19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» не имеет: знака остановки, номера автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписания, указания времени начала и окончания движения автобуса данному маршруту. Кроме того, в нарушение ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует заездной «карман»! Поскольку на столбе у автобусной остановки закреплен знак дорожного движения «Парковка», тут же на остановке стоят припаркованные автомашины, и зачастую посадка, высадка пассажиров осуществляется прямо на проезжую часть, что угрожает для жизни и здоровью граждан. Кроме того, тем самым, в связи с отсутствием заездного «кармана», создается аварийная ситуация!
Все смешалось: автомобили, люди…
Остановка «Почта» по ул. Войкова (в сторону бывшей Карандашной фабрики), где проходит маршрут № 29, вообще расположена на проезде для автомашин к магазину «Ярче». И пассажиры, выходя из автобуса, рискуют попасть под отъезжающую или подъезжающую к магазину машину. О какой безопасности людей при этом может идти речь?! На наши запросы по поводу этой ситуации из прокуратуры приходили ответы о том, что с этой остановкой якобы все нормально. Однако редактор газеты Владимир Губа решил ознакомиться с материалами проверок и, побывав для этого в прокуратуре, обнаружил в документах информацию о том, что УГИБДД уже неоднократно налагала штрафы за расположение этой остановки, не отвечающей требованиям правил безопасности. И при этом остановка по-прежнему на старом месте и на ней, как и прежде, отсутствует указание названия остановки, номер автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, его расписание, время начала и окончания движения по данному маршруту, что является нарушением п. 6 ст. 19 ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта».
Новое и… крайне неудобное
Совсем недавно дальше от центрального универмага перенесли остановку «ЦУМ» — к колледжу культуры. Теперь и без того большая территория, от остановки «Театр юного зрителя» до ост. «ЦУМ», стала еще длиннее. Пожилым людям, которым необходимо попасть в Богоявленский собор, часовню или в онкологический диспансер, теперь еще дольше добираться до этих мест пешком… Где забота о пожилых гражданах?
Остановочный карман на новой остановке «ЦУМ» настолько маленький, что в него при всем желании вмещается от силы три маршрутных автобуса. И то, только если два из них стоят наискосок — на въезде и на выезде из самого кармана. Ни павильона, ни даже простой скамейки для ожидания на данной остановке не предусмотрено: для этого здесь элементарно нет места. Налицо нарушение ГОСТ Р 52766-2007! При этом томичи, ожидающие транспорт, создают препятствие проходящим по тротуару гражданам.
Тимирязево
Остановка «пер. Рабочий», что на ул. Ленина в с. Тимирязево, маршрут № 38(39), уже длительное время эксплуатируется с грубейшими нарушениями законодательства, причем с обеих сторон. Здесь отсутствуют: заездные «карманы», указание номера автобуса, осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписание, время начала и окончания движения по данному маршруту. А ведь все это безобразие происходит прямо у коттеджа депутата государственной думы РФ Татьяны Соломатиной! Какой она депутат, если у своего дома порядок с остановкой навести не может?! Похоже, у этой женщины, врача, ни разу не дрогнуло сердце, наблюдая, как местные детишки играются на неприспособленной остановке в ожидании общественного транспорта, с риском попасть под машину!
Коларовский тракт
Еще в 2017 г. в материале «Уж сколько раз писали мэру», мы писали об откровенном издевательстве городских чиновников над томичами при эксплуатации остановки общественного транспорта «Заправка», что по Коларовскому тракту, где останавливаются маршрутки № 27, 401, 442, 443. Эта остановка разместилась на узенькой полоске земли прямо у забора Южного кладбища. С того времени ничего не изменилось, все также отсутствуют: заездной «карман», указание номера автобуса осуществляющего пассажирские перевозки по этому маршруту, расписания, время начала и окончания движения автобуса данному маршруту. Как говорится, одно неосторожное движение и ты на кладбище, благо и везти далеко не надо, все рядом!
Мэрия
Как заявил в августе 2020 г. на комитете городского хозяйства думы Томска ответственный, в том числе и за благоустройство городских остановок, заместитель мэра Вячеслав Черноус, «Программа рассчитана до 2024 года. В 2021 году мы планируем поставить 16 остановок. Почему все не можем в следующем году — у нас кроме установки павильонов есть много видов работ, включая ремонт дорог, ямочный ремонт и прочие. Все они требуют денег. И деньги распределяются в соответствии с приоритетом — в первую очередь, мы обязаны обеспечить движение пассажирского транспорта, поэтому основной упор туда идет. А остановки сегодня идут по остаточному принципу». Вот так наша с вами жизнь и здоровье оцениваются по остаточному принципу! Пока у нас в Томске руководят чиновники, не имеющие специализированного образования, добра не жди!
Государев человек — губернатор Сергей Жвачкин и его команда уже давно самоустранились от защиты прав томичей, чем не преминули воспользоваться мэрские чиновники, продолжая откровенно издеваться над нами!
Губернатор С. Жвачкин метал громы и молнии по поводу трагедии в п. Мирный, когда 18.07.2016 г. в результате ДТП погибли на месте стоявшие на остановке мать с четырехлетней дочкой. Глава администрации Томского района Владимир Лукьянов обещал журналистам ТВ2, что через полгода-год около места трагедии будет оборудован остановочный комплекс. Увы, остановка появилась только спустя более длительное время.
Похоже, городские чиновники просто ждут очередную трагедию, чтобы выделить деньги на приведение городских остановок в соответствие с требованиями законодательства, для создания безопасных и комфортных условий гражданам, пользующихся общественным транспортом.
Органы контроля и надзора
Государственный надзор за дорогами и элементами обустройства дорог и дорожными сооружениями возложен на госавтоинспекцию, в нашем случае УГИБДД УМВД по Томской области. Тогда почему бездействуют сотрудники УГИБДД? Почему они не подают в суд на администрацию Томска для понуждения мэрских чиновников создать безопасные условия для пассажиров?! После наших неоднократных публикаций об остановочном кошмаре никто из представителей ГИБДД не обратился в нашу редакцию, чтобы прокомментировать наши критические публикации. Почему сотрудники УГИБДД длительное время закрывали глаза на использование в том же п. Мирный несанкционированных, а также необорудованных остановок общественного транспорта, что в итоге и привело к трагедии! Кто из должностных лиц УГИБДД ответил за произошедшую трагедию?!
Почему безмолвствует прокуратура Томской области, в чью обязанность входит прокурорский надзор за соблюдением прав граждан?! Все заняты своими личными интересами?! Впору у здания областной прокуратуры поставить статую ждуна.
А как же мы, содержащие этих бездельников на свои налоги?! И снова вспоминается фраза из монолога А. Райкина — «Привет, ребята, вы хорошо устроились!».
Ева Маденова