Я как-то упустил момент, когда Дени Вильнев стал неким особенным персонажем в современном кино. Все с восторгом отдают должное его безупречному авторскому стилю с размахом масштабного эпоса. Визионерская техника как выразительность глубины смысла. Шедевры кино, доступные даже тем, кто Нолана смотрит задом наперед. Да и сам Вильнев не стесняется себя нахваливать – у меня тут не комикс-штамповки, я творец! Но, лично я не вижу в его фильмах яркого авторского стиля, волшебной увлекательности. Ноль куража и прометейской страсти. Добротный техничный ремесленник, который реставрирует старые культовые хиты современными спецэффектами. И, на самом деле, мало чем отличается от «Марвел» и «Диснея» – работает теми же инструментами на чуть более взрослую аудиторию.
Но фильмы Вильнева не зажигают, они довольно незапоминающиеся. По-настоящему проявил он себя в «Сикарио» (Sicario, 2015), где просто экранизировал для тинейджеров попсовый Call of Duty с ходящей враскоряку (по-спецназерски) Емелей Блант.
Гораздо проще сиять, обклеившись плакатами олдскульных хитяг – они ведь сами по себе предмет культа. Получается вот такая конструкция с культовым Вильневым в итоге.
При том, что новый «Бегущий по лезвию» зрителя не сильно то и заинтересовал, оттуда и вспомнить нечего, кроме запотевших очочков романтического Дэйва Батисты. Между авторами оригинала и копии – пропасть по харизме и новаторству. Где они, эти самые шедевры Дени Вильнева? Куда смотреть?
С «Дюной» (Duna, 2021) та же история – реставрация популярного культурного пласта, но… а кино где? В кадре творится какая-то сюжетная идиотия и эксплуатируются заурядные шаблоны. Что за горделивый нарциссизм, Марвел Диснеевич Вильнев?
Если уж назвался Автором и засучил рукава, чтобы разгрести эту Дюна-кучу подростковой графомании – так перепиши ее хотя бы под взрослое кино. Иначе получится помесь «Игры престолов» с детским рейтингом и скучных «Звездных войн» без чебуранов с мандолорцами. К тому же с такой запутанной историей, что тем, кто не читал все эти мусорные книжки и не смотрел гнусавые экспертные разборы на ютубах часов 6-7, многое в кадре просто непонятно. Кроме совсем уж избитого сюжета про Избранного, который всех победит. Диснеич, где мастерство?
Знакомых рож в фильме много, но не помогает даже уникальный станислейшен-дар Дэйва Батисты – брови ему сбрили, а усы приклеить забыли. За пять минут экранного времени Гамлета не сыграешь. Два с половиной часа песка, серости и бетона в потемках – только для того, чтобы Вильнев опустил занавес на полуслове. Это же и фильмом то назвать нельзя. Ну и делал бы сразу сериал на восемь сезонов – с сексом, кровью, говном и инцестом, объяснял бы там как-нибудь все эти примитивные глупости, которыми кишит шедевр.
Я не знаком с литературным источником и фильм Линча не смотрел, мне эта тема неинтересна. Могу сравнивать только с «Кин-дза-дза» и «Дрожь земли». Тут и говорить не о чем – у Вильнева получилось хуже. Как так вышло, что знатные вожди путешествуют в чугунных папелацах стоя, как в вагонах-теплушках? Почему их дворцы изнутри выглядят как пещеры с вырубленными в стенах нишами-шконками? Почему они лупят друг друга мачете стенка на стенку – мега-цивилизация еще не изобрела пушечную картечь и автомат Калашникова? Почему зарубы на тесаках выглядят так беспомощно и плюшево? Почему персонаж Тарзана Мамоа так бездарно просран? Так много вопросов к Дени Тарковскому, а он просто выключил кино, пустил титры и на цыпочках съебался через черный ход.
Хотя, я опять увлекся вот этой вот предвзятой критикой и надуманными претензиями. Лукас Спилбергович Вильнев, конечно же наполнил старую историю современными смыслами. Вдохнул в ветхую оболочку свой талант. Вместо стилистических фуражек и маузеров Второй Мировой Войны из «Звездных войн» слепил очередной Call of Duty с бородатыми американскими рейнджерами-барбершоповцами из Ирака с Афганистаном. Не хватает только раскоряченной (крутая походка спецназера) Емели Блант.
Фильм вы все равно посмОтрите, отговаривать не буду. Круто нарисован фантастический мир. Есть несколько очень зрелищных сцен воздушных боев, прикольная супер-сила голосом, когда можно рявкнуть «Сидеть!», «Лежать!», «Ко мне!», а все вокруг ссутся в сапоги и бегом выполняют команды.
Но сиквел «Кин-Дза-Дза» я бы Вильневу не доверил. Хотя Дэйв Батиста и считается многими современным воплощением Евгения Леонова.
Недосягаемый уровень волшебного мастерства Дени Вильнева:
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru