Расчёты в соответствии с МСФО 9 основаны на моделях кредитного риска. Номенклатура результатов этих моделей описана в Стандарте. Но требования к этим моделям МСФО 9 не регламентирует. Поговорим об этом по итогам семинара, который мы провели для сотрудников Центрального банка.
Качество моделей кредитного риска обеспечивается выполнением операционных требований к бизнес-процессам разработки таких моделей и их применения. Стандарт такие требования не содержит. Как убедить пользователей отчётности в том, что модели кредитного риска, используемые в расчётах в соответствии с МСФО 9, адекватны?
Национальный банк Республики Казахстан подготовил свой вариант ответа на этот вопрос — «Методику формирования провизий (резервов) под обесценение займов». Обсуждать этот документ не будем, его следует исполнять. Вместо этого поговорим о международной практике построения моделей кредитного риска. Это обсуждение важно в контексте существования регуляторного арбитража.
Рейтинговая система — ядро моделирования
Операционные требования к моделям кредитного риска описаны в Базельском документе International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards (далее — bcbs128, ссылки на этот документ имеют вид §000). Его краткое содержание представлено но рисунке.
Согласно этому документу, в основе моделей оценки кредитного риска лежит рейтинговая система (§394). Рейтинговая система — это совокупность методик, процессов, процедур, ИТ-инфраструктуры, которая позволяет измерять кредитный риск.
Термин «рейтинговая система» не должен вводить в заблуждение: наличие собственно рейтингов является обязательным только для корпоративных заёмщиков (минимум 7 разрядов рейтинговой шкалы для заёмщиков, не находящихся в дефолте + 1 разряд, соответствующий дефолту, §404). Распределение розничных заёмщиков по группам в соответствии с глубиной просрочки вполне удовлетворяет требованиям рейтинговой системы. Таким образом, методы, реализованные в Roll Rate Analytic System, полностью соответствуют Базелю, а не только позволяют рассчитывать резервы в полном соответствии с МСФО 9, избегая завышения резервов вследствие упрощающих предположений. Более того, Roll Rate Analytic System является одной из немногих представленных на рынке систем, которая изначально и без трудозатртаных и дорогостоящих настроек удовлетворяет определению рейтинговой системы.
Вообще разница базельских подходов к корпоративному и розничному кредитованию достойна отдельного рассмотрения. Краткий сравнительный анализ приведён на рисунке.
Дефолт
Большое значение как в рамках бизнес-процессов Базеля, так и в рамках бизнес-процессов МСФО 9 имеет определение дефолта. Во-первых, МСФО 9 неявным образом ссылается на Базель: «при определении дефолта … предприятие должно применять определение дефолта, которое соответствует определению, используемому для целей внутреннего управления кредитным риском» (п. B5.5.37). Во-вторых, и Базель, и МСФО 9 используют одно и то же определение дефолта, а именно: банк считает, что заёмщик не способен исполнить свои обязательства в рамках обслуживания долга (§452 Базеля и требование «рассматривать качественные показатели» в п. B5.5.37 МСФО 9). Ссылка на просрочку на 90 дней вторична и в Базеле, и в МСФО 9 («опровержимое допущение»). Использование просрочки на 90 дней как исключительного определения дефолта не только противоречит обоим нормативным документам, но и может обернуться неадекватным размером создаваемых резервов.
Дефолт согласно Базелю может быть признан банком de facto и de jure. Признаками признания de facto являются:
• прекращение банком признания начисленного процентного дохода;
• списание или создание экстраординарных резервов;
• продажа кредита с существенным дисконтом;
• процедура банкротства в отношении заёмщика.
Строго говоря, эти признаки не связаны с просрочкой на 90 дней и более и могут фиксироваться как ранее наступления этой просрочки, так и после неё.
Представляет интерес «создание экстраординарных резервов» как признак дефолта. МСФО 9 требует переходить на расчёт резервов на весь остаточный срок финансового инструмента до наступления дефолта (п. B5.5.7: «как правило, кредитный риск значительно увеличивается до того, как … наступает фактический дефолт»). Так как такой переход осуществляется, в частности, при просрочке на срок свыше 30 дней (в некоторых не очень эффективных методиках МСФО 9, которые нарушают требования п. 5.5.9, B5.5.16 МСФО 9) это является единственным критерием для такого перехода), то, возможно, мы присутствуем при сокращении срока просрочки, аналогичного дефолту, с 90+ до 30+.
Признание дефолта de jure подразумевает соответствующее решение специального внутрибанковского комитета.
© С. А. Копылов, CFA, FRM