Найти тему
Разноцветные грани

Кафе в работах Юрия Пименова

Изображая на своих картинах окружающую советскую действительность, происходящие в стране перемены, а также увиденное в зарубежных поездках, Юрий Пименов несколько раз запечатлел различные кафе. Давайте посмотрим такие картины этого замечательного художника.

Меня удивляет картина, написанная в 1969 - 1971 годах. Вот эта.

В кафе. 1969-1971 гг.
В кафе. 1969-1971 гг.

Очень колоритная пара на первом плане. На ногах у обоих кеды, девушка в брюках (или джинсах?), в модных очках. А картина написана в 71 году. Помнится, в Свердловске в это время женщины брюки ещё не носили. Начали носить году так в 74-ом, немногие. И хорошо помню, как бабушки на лавочках осуждали их. Ну, в 75-76-ом отношение стало уже терпимым.
Это у нас. В столице, видимо, брюки были приняты раньше.

Вообще, пара выглядит очень современно. Удивительно. А обратите внимание на сидящих за другим столиком девушек. Можно подумать, что они что-то смотрят на сотовом телефоне. Но, повторю, картина писалась в период с 1969 по 1971 год. Сотовых телефонов ещё в помине не было.

Забавно и кадрирование картины. Мужчина наполовину обрезан, мы видим лишь его левую половину. А справа возле сидящих девушек половина женской фигуры. Мы видим только нижнюю часть, ниже талии.
Получается, на картине преобладают женщины. Их три с половиной против половины мужчины. :)

Следующая картина тоже написана в 1971 году. На ней мы видим только девушек — они о чём-то беседуют за дальним столиком. И кроме них в кафе никого нет.

Тихое кафе. 1971 г. Холст, масло. 45 x 45 см. Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород
Тихое кафе. 1971 г. Холст, масло. 45 x 45 см. Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород

Представленная ниже картина написана ранее предыдущих — в 1968 году. Как следует из названия, дело происходит в Калининграде. И наверно, это даже не кафе, а ресторан.

Калининград. Дождь. 1968 г.  Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина
Калининград. Дождь. 1968 г. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина

А сейчас давайте из Калининграда переместимся в Болгарию и на девять лет вперёд.

Болгарский этюд. 1977 г.
Болгарский этюд. 1977 г.

Очень нравится, как легко и воздушно написан интерьер этого кафе. Бело-серая, жемчужная гамма. Стулья с красивыми спинками, на столиках скатерти. И одиноко сидящая девушка. Просто и романтично.

К сожалению, не смогла найти, когда написана следующая картина. Она сочетает в себе и портрет, и интерьер, и пейзаж. За большим окном — жилые дома, проезжающие по дороге машины. А в кафе — изображённый со спины мужчина и одиноко сидящая за столиком девушка. Мужчина, хоть мы и не видим его лица, чувствуется, всецело поглощён едой. Странно, что он не снял фуражку — возможно, забежал в кафе быстро перекусить, чтобы потом заняться важными делами. А девушка выглядит задумчиво и мечтательно. Она никуда не торопится и, видимо, кого-то ждёт.

В кафе
В кафе

На картине ниже тоже хорошо виден пейзаж за окном. И не какой-то незамысловатый вид, а Кремль — Архангельский собор и Большой Кремлёвский дворец, звонница колокольни Ивана Великого. За окном дождь, холодная осень, а в кафе тепло, и на столике — красивая жёлтая роза. Прописаны стулья, посуда на столике, но посетителей мы не видим.

Кафе и дождь. 1957 г.
Кафе и дождь. 1957 г.

Интересен и сделанный тушью рисунок. Небольшая зарисовка.

В кафе. 1960-е гг. Бумага, тушь, перо. 19 x 13 см. Источник: https://www.shishkin-gallery.ru/artists/pimenov-yuriy-ivanovich
В кафе. 1960-е гг. Бумага, тушь, перо. 19 x 13 см. Источник: https://www.shishkin-gallery.ru/artists/pimenov-yuriy-ivanovich

При этом мужчина намечен довольно схематично, женщина прорисована лучше. На столике три бокала, в руке у женщины сигарета. Мужчина что-то говорит ей, она слушает, улыбаясь.

На картине "Спор" персонажи помоложе. Юноша и девушка уже перекусили, но продолжают разговор. Молодой человек что-то увлечённо доказывает подруге, а она, как видим, не соглашается с ним.

Спор. 1968 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Спор. 1968 г. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Если предыдущие работы показывают посетителей кафе, то на представленном ниже рисунке мы видим одну из тех, кто обслуживает посетителей, для кого кафе — место работы.

Официантка. 1950-е - 1960-е годы. Бумага, тушь. 18.8 x 13.1 см. Источник: https://sovcom.ru
Официантка. 1950-е - 1960-е годы. Бумага, тушь. 18.8 x 13.1 см. Источник: https://sovcom.ru

Следующая картина относится к серии "Новые кварталы". Здесь изображена, скорее, столовая, а не кафе. Художник обращает внимание зрителя на группу девушек-продавщиц в одинаковых форменных платьях. Видимо, у них обеденный перерыв, и вот они, выбрав блюда, стоят в очереди в кассу.

Девушки из магазина. 1965 г. Частное собрание
Девушки из магазина. 1965 г. Частное собрание

И здесь тоже забавно кадрирование, обрезка картины. В правом нижнем углу мы видим сложенные в стопку тарелки.

На приведённой ниже картине художник показывает нам одну из посетительниц кафе — юную модницу.

Задумчивая франтиха. 1968 г. Холст, масло. 55 x 38 см. Тамбовская областная картинная галерея
Задумчивая франтиха. 1968 г. Холст, масло. 55 x 38 см. Тамбовская областная картинная галерея

Картина лирична и вместе с тем немного иронична, Пименов слегка подтрунивает над героиней.

Представленные выше работы были созданы в 50-е — 70-е годы, когда художник работал в стиле обновлённого импрессионизма, запечетлевая "прекрасные мгновения", создавая образы-впечатления.

Давайте сравним их с ранними работами Юрия Пименова, созданными в 1927 - 1930 годах. Это своеобразные коллажи, картины-плакаты.

НЭП. В ресторане. 1927 г.
НЭП. В ресторане. 1927 г.
Кафе. 1929 г.
Кафе. 1929 г.
Пивная. На столе появилась новая дюжина пива. 1930 г.
Пивная. На столе появилась новая дюжина пива. 1930 г.

Такие вот разные кафе и персонажи. Такие вот разные работы художника. И каждая — небольшой рассказ. Об эпохе и людях.