Когда смотришь на картины советского художника Александра Лабаса (1900-1983), кажется, что его картины, отразившие эпоху 1920-1930-х, написаны много лет спустя. Они словно подернуты ностальгической дымкой, напоминают взгляд в прошлое.
Хотя авангардист Лабас, член объединения ОСТ, вряд ли вкладывал в свои работы такой смысл. Он просто отображал приметы времени – аэропланы, дирижабли, стройки, толпы людей в метро. Только в этом не было никакой документальной сухости, и от воцарившегося в те годы соцреализма. Манера Лабаса иногда кажется почти детской, порой, как в «Едут» или «Кабине аэроплана», он «убирает» мешающую стенку, чтобы зритель увидел скрытых от него людей. И вместе с тем, несмотря на эту детскость, об эпохе ему удается сказать много.
В 1930-е годы манеру Лабаса, как и стиль многих авангардистов, не оценили, художника обвинили в формализме, что тогда было серьезным обвинением. И его персональная выставка прошла только в 1976-м, когда ему было уже 76 лет.