Одним из неожиданных результатов Второй мировой войны стало появление в восточном Средиземноморье первого за 2000 лет еврейского государства. Особой радости в мире это ни у кого не вызвало, арабские страны вообще все были против, британцы саботировали как могли. Лишь только сталинский СССР поддержал молодое государство и даже помог с оружием через чехословаков.
Приморское государство, на суше полностью окруженное враждебными арабскими соседями просто обязано было иметь флот, способный защитить побережье и обеспечить морские коммуникации. Официальным днем создания ВМС Израиля считается 17 марта 1948 года. В этот день командующий Хаганы (подпольная военная сионистская организация) создал морскую часть ЦАХАЛа (А́рмия оборо́ны Изра́иля).
Моряки уже были подготовлены, сотни будущих израильтян служили во время войны на союзных флотах, на территории Палестины в городе Акко с 1938 года была открыта Школа морских офицеров для евреев.
Сложнее было с кораблями. Сначала мобилизовали всякий хлам, вплоть до судов, на которых перевозили иммигрантов в Землю Обетованную. По всему миру скупали бывшие военные корабли, проданные частным владельцам.
В результате к провозглашению государства Израиль и началу Войны за Независимость (первой арабо-израильской) в 1948 году у израильтян имелось только пять крупных условно боевых кораблей: корвет А-16 «Эйлат» (бывший американский ледокол «Нортланд»), К-20 «Хагана» (бывший канадский корвет «Норсид»), К-24 «Веджвуд» (бывший канадский корвет «Бьюхамоис»), К-24 «Маоз» (изначально немецкий круизный лайнер «Ситра») и К-26 «Нога» (бывший американский патрульный корабль «Юкатан»).
Новорожденные ВМС достойно прошли боевое крещение и записали на свой счет первые победы, например, 22 октября 1948 года бойцы морских коммандо Варди и Абрамов сумели подорвать египетский флагман шлюп «Эмир Фарук» в районе Газы (и у египтян и у израильтян сей достойный 2500-тонный корабль значился крейсером),
К середине 50-х потеплели отношения Израиля с Европой, в том числе с бывшей метрополией. Израиль стал получать западное оружие. В 1955 (по другим данным 1956) году Великобритания продала Израилю два эсминца военной постройки типа Z, HMS Zealous R39 и Zodiac R54 .
Интересно, что в том же 1955 году Великобритания продала Египта тоже два эсминца того же типа, R95 Zenith и R06 Myngs. Проводя политику равной поддержки Египта и Израиля, правительство Ее Величества разрешило этим государствам купить по два эсминца типа «Z». Чтобы никому обидно не было.
Эсминцы типа Z были эсминцами чрезвычайной военной программы, предназначенными для выполнения общих задач, включая использование в качестве противолодочного сопровождения. Они были максимально адаптированы для массовой постройки.
Конструкция была основана на корпусе и механизме довоенных эсминцев J-класса, но с доступным в военное время вооружением.
По Программе военного строительства 1941 года было построено 40 эсминцев типов U, V, W, Z и Ca. Восемь кораблей типа Z сформировали 10-ю флотилию, одну из пяти флотилий военного времени.
HMS Zealous успел активно повоевать, он был одним из четырёх эсминцев Флота метрополии, принимавших участие в эвакуации 525 норвежцев, скрывавшихся от немецких патрулей в пещерах острова Сёрёйа (операция «Open Door»), участвовал в двух арктических конвоях, в бою с немецким конвоем у берегов Йёссинг-фьорда (Норвегия), в ходе которого одно судно конвоя было потоплено и два повреждено. После войны служил в составе 4-й флотилии эсминцев Флота метрополии, а с 1947 года выведен в резерв.
HMS Zodiac участвовал в операциях в Северном море и у побережья Норвегии, в сопровождении некоторых арктических конвоев. Затем служил в составе 2-й флотилии эсминцев Флота метрополии, с 1952 года выведен в резерв.
Оба эсминца были проданы Израилю 15 июля 1955 года. В Великобританию были направлены экипажи для освоения и приемки матчасти. «Зодиак» вошел в состав ВМС Израиля под названием INS Yaffа К-42. «Зилоус» стал INS Eilat К-40, в честь портового города Эйлат и первенца израильского флота – корвета А16 «Эйлат».
После нескольких месяцев интенсивной подготовки, небольшой модернизации и капитального ремонта, в конце мая 1956 года корабли приняли боезапас, топливо и припасы и отправились к новому месту службы.
Совершенно случайно, такие же египетские корабли, также проходившие ремонт, модернизацию и приемку экипажами, к началу Суэцкого кризиса не успели и не попали в Египет к 1956 году. Когда «Эль-Кахер» (бывший «Мингс») и «Эль-Фатех» (бывший «Зенит») были готовы, англичане отказались обеспечить их боеприпасами и корабли не вышли в море.
«Эйлат» INS Eilat К-40 (ק- 40) אֵילַת(«Зилоус»HMS Zealous R39 до 1955 года)/ Cammell Laird, Биркенхед. Заказан к постройке 12 февраля 1942 года. Строительство начато 5 мая 1943 года. Спущен на воду 28 февраля 1944 года. Введён в эксплуатацию 9 октября 1944 года. Продан Израилю 15 июля 1955 года. Введён в эксплуатацию Июнь 1956 года. Потоплен 21 октября 1967 года
«Яффа» INS Yaffо К-42 אח"י יפו( «Зодиак» HMS Zodiac до 1955 года. R54, с 1945 года D54). Thornycroft, Вулстон. Заказан к постройке 12 февраля 1942 года. Заложен ноябрь 1942. Спущен на воду 11 марта 1944. Введён в эксплуатацию октябрь 1944. В Королевском флоте имел девиз Faythe hath no fear' («Фейт не имеет страха»). Продан Израилю 15 июля 1955 года. Введён в эксплуатацию Июль 1956 года. Потоплен в 1970 году как корабль-цель на испытаниях ПКР "Габриэль". Списан 1972
Водоизмещение 1710/1730 тонн (стандартное), 2530/2575 тонн (полное). Длина 103,5 п.п., 110,57 м. Ширина 10,9 м. Осадка 4,3-4,42 м
Двигатели- 2 трёхбарабанных котла Адмиралтейского типа, паровые турбины Parsons, 40 000 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 36,75 узлов. Запас топлива 588 тонн. Дальность плавания 4675 морских миль на ходу 20 узлов. Экипаж 179-186-222 человек.
Навигационное вооружение радар типа 272. Радиолокационное вооружение- радары типов 282, 285 и 291 ( или радары типа 275, типа 291, типа 293, гидролокатор типа 144Q)
Вооружение- 4 × 114-мм/45 Mk 5 морские пушки. Зенитная артиллерия 2 × 2 40-мм автоматические пушки Bofors Mk.IV ( или 1 х 2 - 40 мм/60 Mk 5, 4 х 1 - 40 мм/60 Mk 3), 2 × 20-мм пушки Эрликон, 1 × 40-мм Bofors Mk.III. Противолодочное вооружение 2 бомбомёта, 4 бомбосбрасывателя, 70 глубинных бомб. Минно-торпедное вооружение 2 × 4 533-мм торпедных аппаратов для торпед Mk.IX
Эсминцы этого типа отличался неплохими для своего времени характеристиками.
Эскадренные миноносцы типа Z имели общую длину 362 фута 9 дюймов (110,57 м), 348 футов 0 дюймов (106,07 м) по ватерлинии и 339 футов 6 дюймов (103,48 м) между перпендикулярами, ширину 35 футов 8 дюймов (10,87 м) и осадку 10 футов 0 дюймов (3,05 м) в среднем и 14 футов 3 дюйма (4,34 м) при полной загрузке. Водоизмещение кораблей составляло 1710 длинных тонн (1740 тонн) стандартное и 2530 длинных тонн (2570 тонн) полное. Экипаж состоял из 179 человек.
Силовая установка- два комплекта паровых турбин с одинарным редуктором Parsons, которые приводили в движение два гребных вала, с двумя трехколлекторными водотрубными Адмиралтейскими котлами. Дымоходы выводились в общую трубу.
Мощность установки в 40 000 л.с. обеспечивала скорость 36 узлов при полной загрузке. Запас топлива 615 тонн соответствовал дальности 4675 морских миль на 20-узловой скорости.
Электропитание обеспечивали два основных турбогенератора мощностью 155 кВт, два дизель-генератора мощностью по 50 кВт и один мощностью 10 кВт.
Эсминцы типа «Z» стали первыми, оснащенными новыми 114-мм (4,5-дюймовыми) орудиями Mk.IV в установках с углом возвышения 55 градусов. Каждый из четырех стволов в минуту выпускал 12—20 выстрелов. Снаряды трех типов: фугасные (HE), полубронебойные (SАP) и осветительные, весом 24,95 кг. Боезапас составлял по 250 выстрелов на ствол. Скорострельность зависела от выучки и выносливости обслуживающего персонала. Благодаря углу возвышения орудия были почти универсальными и могли стрелять по воздушным целям.
ПВО обеспечивали одна стабилизированная спаренная установка Hazemayer для 40-мм пушки Bofors и шесть 20-мм пушек Oerlikon (две спаренные и две одинарные установки),
Минно-торпедное вооружение было представлено двумя четырехтрубными установками для 21-дюймовых (533 мм) торпед. Для борьбы с подлодками противника эсминцы имели четыре бортовых бомбомета и два кормовых бомбосбрасывателя для 70 глубинных бомб.
В середине 1960-х годов оба израильских эсминца лишились 1 x 4 - 533 мм торпедных аппаратов.
Эсминец «Эйлат» стал одним из самых мощных и удачных кораблей израильского флота. Сразу после прибытия в июле 1956 года он принял участие в боевых действиях во время Суэцкого кризиса (Суэцкая война, Синайская война, Вторая арабо-израильская война, Операция «Кадеш»).
26 июля 1956 года египетское правительство Насера заявило о национализации Суэцкого канала. Египет начал сотрудничество с СССР в военной сфере. В 1955 году было подписано соглашение с Чехословакией о поставках новейшего вооружения.
22 октября 1956 года в Севре представители Великобритании, Франции и Израиля заключили соглашение о совместном нападении на Египет. 29 октября 1956 года израильские войска атаковали позиции египетской армии на Синайском полуострове. 31 октября британские и французские вооружённые силы в рамках операции «Мушкетёр» начали бомбардировку Египта. Британская и французская палубная авиация уничтожила на земле значительную часть египетских самолётов, и практически парализовала действия ВВС Египта.
Египтяне тогда пробовали вести активные действия у вражеских берегов. 30 октября 1956 года египетский эсминец «Ибрагим эль-Аваль» (бывший британский эскортный эсминец класса "Хант") подошёл к Хайфе и обстрелял город из пушек. Всего он выпустил 160 снарядов, не добившись особых успехов. На беду египтян в заливе Хайфы находился современный французский эсминец "Kersaint", который открыл ответный огонь. Встретив отпор, египтяне начали отходить к Порт-Сайду. Французы, выпустив 64 снаряда "в направлении", преследовать их не стали, сославшись на проблемы с машинами и 15 узловой ход.
На перехват вышли «Эйлат» и «Яффа» (под брейд-вымпелом капитана 1 ранга Йохаема Бен-Нуна), находившиеся в 50 км западнее Хайфы. Ранним утром 31 октября они настигли египетский эсминец. В ходе перестрелки на дистанции 8200 метров «Ибрагим аль-Авал» получил повреждения и потерял часть скорости. Удар по кораблю НАРами нанесли и израильские штурмовики.
Египтяне прекратили огонь и вывесили белый флаг. Командир «Эйлата» Менахем Коэн вместе с «Яффой» на параллельных курсах зажали египетский корабль и на его палубу высадилась абордажная группа с «Эйлата» под командованием капитана 2 ранга Айрахама Ботцера. Лишенный хода египетский корабль поначалу был взят на буксир «Эйлатом», в 13-45 его сменил портовый буксир из Хайфы. 31 октября «Эйлат» вернулся на рейд Хайфы с трофеем на буксире. После ремонта египетский корабль вошёл в состав израильского флота под названием «Хайфа».
Кстати, и Бен-Нун, и Ботцер впоследствии побывали в должности командующего ВМС Израиля.
После войны 1956 года оба израильских эсминца занимались демонстрацией флага в ходе походов по Средиземному морю. В 1959 году «Эйлат» с гуманитарной помощью для жертв землетрясения посетил Крит.
В 1960 году для уменьшения веса и освобождения места для вертолетной площадки сняли кормовое 114-мм орудие и один торпедный аппарат, уменьшили запас глубинных бомб. На тот момент электронное оборудование кораблей состояло из радаров обнаружения надводных целей типа 291 и типа 293, радаров управления огнем типа 285Q и типа 282P, гидролокаторов типа 144Q и навигационных радаров «Кельвин-Хьюз» 2CB. Эсминцы вместо стандартных двух 40-мм и восьми 20-мм автоматов несли теперь один спаренный и четыре одиночных 40-мм «Бофорса».
В 1961 году «Эйлат» снялся в кино, на его борту были сняты некоторые сцены из фильма Отто Премингера «Исход».
В 1967 году на Ближнем востоке началась новая война, Шестидневная, с 5 по 10 июня 1967 года после обезоруживающего удара ВВС Израиля по аэродромам Египта, израильская армия начала наступление против Египта, Сирии и Иордании, поддержанных войсками Алжира и Ирака.
6 июня эсминец «Яффа», нескольких торпедных катеров и коммандос Шайетет 13 на морских буксировщиках «Maiale» атаковали гавань Порт-Саида. В результате перестрелки между израильскими и двумя египетскими ракетными катерами «Оса», последние скрылись в укреплённой гавани. После этого египтяне были вынуждены перевести 18 катеров из Порт-Саида в Александрию. Активность ВМС Израиля привела к тому, что противники были «вынуждены намного больше сил выделять для обороны портов и не смогли блокировать морские пути Израиля».
В ходе скоротечной войны Израиль захватил Синайский полуостров, Сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и Голанские высоты.
Уже через месяц после завершения боев, началась «война на истощение», боевые действия малой интенсивности между сторонами возобновились.
Командиром эсминца «Эйлат» с июля 1966 года стал капитан 2-го ранга Ицхак Шушан. В ночь с 11 на 12 июля 1967 года «Эйлат» и два торпедных катера встретили египетский патруль из двух торпедных катеров. В ходе боя израильтяне потопили оба египетских катера, а эсминец «Эйлат» получил повреждения, 8 его моряков было ранено.
Инициативой на море в этой войне владел по-прежнему небольшой, но боеспособный флот Израиля. Основной противник, египетский флот, был слабее и всерьез не воспринимался.
Информация о появлении у Египта советских ракетных катеров особо не заинтересовала ни израильскую военную разведку АМАН, ни морской штаб.
Израильтяне не знали характеристики нового оружия и, крайне низко оценивая способности египетских моряков, опасным для себя его не считали.
За подобное высокомерие и невероятную беспечность им пришлось заплатить очень высокую цену.
«Война на истощение» шла уже три месяца, египтяне регулярно обстреливали израильский берег Суэцкого канала, израильтяне отвечали ударами по целям на египетской стороне. Израиль получил позиционную войну, к которой ни армия, ни экономика не были готовы. Советский Союз не только возместил потери техники Египтом в ходе Шестидневной войны, но поставил значительно больше современной техники. В Египте, по некоторым данным, находилось до 1500 советских советников.
ВМС Египта получили восемь, а ВМС Сирии девять ракетных катеров проекта 183-Р «Комар» .
20 октября 1967 года израильский морской штаб получил разведывательные данные о том, что на рейд Порт-Саида прибыло несколько боевых катеров неизвестной конструкции. Данные подшили в файл и забыли.
21 октября 1967 года израильский эсминец «Эйлат» К40 под командованием капитана 3 ( или таки 2-го?) ранга Ицхака Шушана вышел на рутинное боевое патрулирование района у линии противостояния на Синайском полуострове, недалеко от Порт-Саида. Про появление в Порт-Саиде неизвестных катеров командиру эсминца не сообщили.
Тем временем египетские станции наблюдения около 17-00 по каирскому времени зафиксировали появление израильского эсминца. Главный морской штаб Египта, получив эту информацию, принял решение испытать новые советские катера. Президент Египта Гамаль Абдель Насер лично отдал приказ ответить на нападение и уничтожить корабль. А это были ракетные катера типа 183Р «Комар», маленькие и невзрачные, но с двумя пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет П-15 «Термит», надежно укрытыми брезентовыми чехлами. В Порт-Саиде их было два.
После получения команды катера вышли на рейд, расчехлили пусковые установки, радары поймали цель. В 17-25, когда эсминец находился в 14 милях от Порт-Саида, экипаж заметил на берегу яркую вспышку. Через несколько секунд моряки уже увидели приближающуюся ракету. Эсминец открыл огонь из зенитных автоматов, но никакого результата это не дало.
Первая ракета взорвалась в районе машинного отделения. «Эйлат» потерял ход и начал заваливаться на правый борт. Со стороны берега уже приближалась вторая ракета. Она попала в левый борт. Между взрывами прошло около 4-х минут. Горящий эсминец начал медленно уходить под воду. Радист, собрав радиостанцию из подручных материалов (двух портативных радиостанций), передал информацию в штаб израильских войск на Синае, а экипаж продолжал бороться за живучесть еще два часа.
В 19-40 по тонущему эсминцу, в его носовую часть, прилетела третья ракета. И все было кончено. Началась детонация боезапаса. Командир приказал экипажу покинуть корабль, к месту катастрофы торопились израильские спасательные катера и вертолёты.
Последним аккордом стал прилет четвертой ракеты, она взорвалась уже возле уходящего под воду корабля, став причиной безвременной кончины десятков израильских моряков, находившихся в воде, на шлюпках и плотах, и скончавшихся от гидродинамического удара. Из 199 человек, находившихся в тот день на борту эсминца, погибло 47 ( по другим данным 51) и получило ранения 90 человек. Ранен был и командир эсминца Шушан, которого называют уже капитаном 1-го ранга.
По огнем египтян через 6 часов прибывшие спасательные вертолеты «Супер Фрелон» и торпедные катера собрали выживших и тела погибших моряков.
Есть и другая хронология событий. В 17-32 первая ракета поразила эсминец чуть выше ватерлинии, в 17-34 прилетела вторая ракета. Экипаж боролся за живучесть и ждал подхода спасателей. Примерно через час залп произвел второй катер, третья ракета поразила центральную часть корабля и начались пожары. Четвертая ракета сбилась с курса и упала в воду рядом с кораблем. Еще через 2 минуты эсминец затонул. Есть версия, что взрыв четвертой ракеты на самом деле был детонацией глубинной бомбы или бомб.
В ответ на эту атаку израильские ВВС подвергли бомбардировкам несколько нефтеперегонных заводов в городе Суэц. Два из трех заводов были разрушены, уцелел самый маленький. На уничтоженных заводах производился весь египетский газ и 80% нефти. Советский Союз направил семь военных кораблей с "визитом вежливости" в египетские порты, чтобы убедить Израиль отказаться от дальнейших нападений.
Проведенное в Израиле расследование установило вину военной разведки Израиля и командования флотом. За несколько часов до атаки на «Эйлат» прослушка АМАНа зафиксировала переговоры египтян о подготовке нападения в районе районе Порт-Саида. Информацию передали в разведслужбу ВМФ, но из-за традиционного еврейского разгильдяйства (был Шаббат), командиру «Эйлата» ее не передали.
Заместитель начальника генштаба ЦАХАЛа Хаим Бар-Лев, проводивший расследование, так и не смог назвать виновного. Он ограничился рекомендацией подвергнуть дисциплинарному наказанию офицеров АМАНа.
«Это была серия просчётов, начиная с утери(!) разведывательной информации. Однако главное – эсминец в тот вечер не должен был находиться там, где находился. Все, включая начальника генштаба ЦАХАЛА, который дал эсминцу приказ отправиться в опасный рейд, а также высших офицеров штаба ВМФ и меня лично, должны были предотвратить выполнение этого приказа»..- заместитель командующего военно-морскими силами Израиля генерал Авраам Боцер
После потопления «Эйлата» награды «За доблесть» получили целых восемь моряков: лейтенанты Циперман и Матоки, младший офицер Мармари, старшина Бен-Давид, матросы Рубио, Атиас, Шварц и Нестор. Никогда больше такого количества наград «За доблесть» не вручалось за одно событие.
За гибель одного из самых крупных и самого заслуженного корабля израильтяне отомстили. Во время Войны Судного дня в 1973 году израильскими спецназовцами возле Хургады противотанковой ракетой типа «Тоу» был уничтожен один из катеров «Комар», атаковавших «Эйлат». Правда, египтяне этот факт отрицают.
Некоторые израильские источники утверждаюь, что пуском и наведением ракет, уничтоживших «Эйлат» командовали советские военные советники. Никаких доказательств этого нет.
Экипажи египетских катеров № 504 под командованием капитана 3-го ранга Ахмед Шакер Абд эль-Вахеда и № 501 под командой капитана 1-го ранга Лютфи Джадалла получили высокие награды из рук президента Нассера, который объявил 21 октября официальным праздником ВМФ Египта.
Имя «Эйлат» унаследовал один из ракетных катеров, отличившийся в войне 1973 года.
«Эйлат» стал первым боевым кораблем, уничтоженным ПКР. Отныне эту угрозу вынуждены учитывать все военные моряки, а ракетные катера стали неимоверно популярны, особенно во флотах государств второго и третьего мира. Противокорабельные ракеты стали активно разрабатывать на Западе.
Второй однотипный эсминец, INS «YAFFO K-42» ( אח"י יפו) прожил немного более спокойную жизнь, хотя закончил почти также. Бывший британский HMS «Zodiac» базировался в Хайфе и входил в 1-ю флотилию вместе с «Эйлатом».
Командиром эсминца во время войны 1956 года был Йохай Бен-Нун.
1-й флотилией, в которую входили оба эсминца, и операцией по захвату египетского эсминца « Ибрагим аль-Аваль» в 1956 году командовал Шмуэль Янай, его штаб располагался на «Яффо».
В ходе Шестидневной войны 1967 года эсминец участвовал в рейде на Порт-Саид. В 1970 году корабль был затоплен во время испытания ракеты «Габриэль».
Уроки, полученные 31 октября 1967 года, израильтяне, надо отдать им должное, освоили быстро и полностью. Боевые корабли были оснащены средствами радиоэлектронной борьбы.
А в вечной их борьбе с арабами в итоге вскоре снова изменились правила игры. Когда в войне Судного дня 6-7 октября 1973 года состоялся морской бой при Латакии с сирийским флотом, то счет стал уже 5-0 в пользу Израиля. 5 израильских ракетных катеров с ПКР Gabriel потопили 4 сирийских ракетных катера и тральщик «Ярмук». Сирийцы выпустили 54 ракеты «Термит», но, ослепленные радиоэлектронными средствами подавления, все они упали в море, не причинив вреда израильским катерам. Броня вновь одолела снаряд. Угроза «Термитов» была успешно нейтрализована.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник
Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник
Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам