В 1909 году Владимир Ильич Ленин находился в политической эмиграции, во Франции. В декабре того года погоды стояли замечательные и любознательный Владимир Ильич на собственном велосипеде поехал смотреть полеты французских аэропланов, которые практиковались тогда на полях авиа-шоу Жювизи-сюр-Орж.
Обратный путь до Парижа Ленин совершал также на велосипеде. Следует сказать, что Владимир Ульянов (Ленин) был превосходным велосипедистом, он всей душой полюбил это средство передвижения и вместе с женой, Надеждой Крупской, преодолевал на велосипедах значительные расстояния во Франции и Швейцарии.
Велосипед помогал Ильичу поддерживать физическую нагрузку, был приятным развлечением, а, кроме того, позволял экономить значительные суммы на проезд (русские революционеры жили в эмиграции бедно).
Смеркалось. По дороге в Париж Ленина нагнал Rolls-Royce, который мчался на большой скорости. Водитель автомобиля с управлением не справился. Ленин успел обернуться, мгновенно оценить обстановку и, благодаря своей превосходной физической форме и реакции, соскочить с велосипеда на обочину. Сам же велосипед оказался под колесами Rolls-Royce.
Водитель дорогого автомобиля даже не соизволил остановиться и продолжил путь дальше. Но Ленин этого дела так не оставил. Он собрал свидетельские показания (свидетели запомнили марку и номер автомобиля), некоторые французы вызвались выступить свидетелями. И Ленин приступил к судебной тяжбе.
Как об этом писал сам Ленин:
"Вот как я столкнулся с диалектикой – сел на велосипед, а соскочил с кучи железного лома...
Публика помогла мне записать номер, дала свидетелей, я узнал владельца автомобиля (виконт, чёрт его дери) и теперь сужусь с ним через адвоката. Надеюсь выиграть".
Французского аристократа, столь легкомысленно лишившего велосипеда вождя мирового пролетариата следовало примерно наказать. Владимир Ульянов (Ленин) подает на виконта в суд. Ильич обходится без адвокатов, его линия и представленная свидетельская база оказались столь блестящими, что эту судебную тяжбу он выигрывает без труда.
Суд обязал французского виконта выплатить пострадавшей стороне 610 серебряных франков (230 царских рублей). На часть этих денег Ленин приобретает новый английский велосипед "Энфилл" ( 371 франк, в российских царских деньгах цена его равнялась 140 рублям), а остальная сумма пошла на проживание.
Для того, чтобы понять цену этого велосипеда, следует знать, что она примерно равнялась четырехмесячной зарплате рабочего высшей квалификации.
Наверняка Ленин мог купить и велосипед попроще (велосипеды стоили от 185 франков, то есть семьдесят царских рублей), но в велосипедном магазине Владимир Ильич не смог себе отказать в премиум-модели.
К слову сказать, в 1909 году семья Ленина (из двух человек) жила за границей довольно сносно. Ильич получал от матери ренту от сданного в аренду семейного имущества, которая на долю В.Ленина выходила до 1.500 рублей в год. Не чурался Владимир и переводческой работы (он в совершенстве владел немецким и еще пятью иностранными языками), какую-то часть денег получал от партийной кассы, и даже одно время работал носильщиком на вокзале за 3 швейцарских франка в день.