Авдотья уже 30 лет служила верой и правдой своему барину. Ее еще в 5 лет ему продали, как крепостную из соседнего поместья. Она почти уже и не помнила своих родных. Воспитывали ее тут и обучали всему тоже тут.
Еще в детстве барин заметил в девочке определенные способности. Она быстро все схватывала и у нее был живой ум. Поэтому в 7 лет к ней приставили их приказчика Степана Емельяновича.
Степан Емельянович был уже стариком, разменявшим шестой десяток. Он был высокий, сухой, с бегающими хитрыми глазками и острым носом. Когда он смотрел, то казалось, что он видит насквозь, и что ничего от него не утаишь. Он следил за всем, тем более, когда дело касалось имущество барина или его самого. Он был строг и безжалостен. За каждую провинность или ошибку в обучении Авдотья получала розги. Уже в это возрасте она познала, что такое страх. Но она все терпела, все же при старике было лучше, чем на дворе. Да и Степан Емельянович ей постоянно говорил, что если у нее недалекой все же хватит ума выучиться столь высокой профессии, как у него и познать всю суть управления, то тогда будет всегда в достатке. Тогда будет иметь больше власти, чем другие крепостные и, что немаловажно, сможет обрести свое имущество и в конечном итоге может вольную заработать. Авдотья правда мало, что понимала из его слов в силу своего возраста и еще неиспорченного ума, но слова свобода ей больше всего нравилось и она старалась изо всех сил познать эту науку управления. Но вместе с этими познаниями, она еще познала, как можно обманывать барина. Спасибо этому старику, он все делал у нее перед носом - обвешивал, сдавал крестьян другим, продавал по большей цене, а в договоре указывал другую, а разницу клал в карман. В общем Степан Емельянович показывал множество способов, как нажиться. Каждый раз, когда приказчика отправляли в город с тем или иным указом, Авдотья была его сопровождающей, ведь она должна учиться всему не только в теории, но и на практике. Но на практике выходило так, что Степан Емельяныч частенько отправляясь в город, после выполнения всех дел, шел в таверну пропустить кружечку крепкого, при этом он всегда стращал Авдотью, что если та хоть словом обмолвиться кому-то, что он делает в городе, то ее ждет серьезное наказание. Авдотья уже неоднократно присутствовала при таких наказаниях. Обычно это были наказания плетью. И вот именно этого наказания боялась больше всего. Наказания плетью в их поместье были частыми, наказывали как мужчин, так и женщин. За провинности причем за любые. И сам Степан Емельянович исполнял эти наказания с каким-то воодушевлением и даже можно сказать получал удовольствие от этого. А Авдотья каждый раз стояла, ни жива ни мертва, когда провинившегося привязывали к столбу, оголяли спину и хлестали плетью, предварительно вымоченной в соляном растворе. От чего кожа лопалась сразу, брызги крови и крики, истошные крики, у многих случались обмороки. Это было самое страшное. Бывало так, что крепостной не выдерживал и умирал, тогда его записывали в книге учета, как беглого или болезного.
И вот от одного такого воспоминания Авдотье уже становилось плохо, поэтому перечить или выдавать старика совсем не было желания.
Проходили годы, Авдотья росла, хорошела собой. Теперь ей уже было 14 лет, она была хороша на лицо, и была фигуристой. В общей завидной невестой считалась в поместье, но с ней никто не общался, потому что думали, что все доносит приказчику. А потому, как бы не была хороша собой всегда была особняком. За время обучения она уже многое умела, знала и понимала. Как понимала, что Степан Емельянович обманывает барина не только на рынках и базарах, но еще у него же под носом денег кладет себе в карман.
Было лето, жаркое и засушливое, и барин решил продать несколько наших крепостных, чтобы уменьшить расходы и отправил Авдотью и Степана Емельяновича в город договариваться приказчиком из другого поместья о продаже крепостных. Авдотья и Степан Емельянович тронулись в тележке еще с утра, так как до города было 3 часа пути, а дела полагалось закончить до заката. Но если не удавалось, тогда оставались в городе в той же таверне в снятых комнатах, за что барин платил отдельно. Спустя три часа мотания по пыльной дороги они доехали до города. Был полдень, второго приказчика еще не было и старик решил потратить время с умом как он говорил, а именно пройтись по всем знакомым с целью напомнить, что он еще жив и все так же готов сделать небольшие услуги за определенную плату. Обойдя все его знакомых, они отправились обратно в таверну, там уже их ждал другой приказчик. Он сидел в дальнем углу таверны. Толстый, лысый, неприятный с виду мужик лет 40. Авдотья и Степан Емельянович направились к нему. Подойдя ближе, приказчики поздоровались, а потом лысый мужик перевел взгляд на Авдотью. И этот взгляд заставил ее сжаться от страха, да так что она невольно начала заступать за спину старика. Но тот в свою очередь наоборот ее выпихнул вперед и громко обозначил ее имя. Авдотье только и оставалось, что стоять и молчать, пока лысый мужик скользит по ней сальным взглядом и хищной улыбкой. После такого знакомства они присели за стол и начались переговоры о цене, о качестве, о количестве крепостных. Все это Авдотья слышала неоднократно и поэтому уже на половине разговора будто отключилась от разговора и была погружена в собственные мысли.
Ее прервал Степан Емельянович, попросив принести еще пару кружек крепкого, потому что у них уже в горле пересохло от переговоров. Авдотья молча встала и пошла исполнять, а приказчики продолжали что-то обсуждать.
Авдотья принесла несколько кружек, аккуратно расставила их на столе и хотела присесть обратно, но старик сказал ей идти в номер, который он ей оплатил, так как переговоры затянулись и на дворе уже смеркалось, Степан Емельянович решил заночевать в городе. Что ж Авдотью даже обрадовала эта перспектива, так как сон уже давно начал ее одолевать, да и дорога и усталость от дороги брали свое.
Войдя в свой номер, а попросту небольшую комнатку, где из мебели и было то кровать, тумбочка да пару свечей больше и не было ничего, она переоделась в ночную одежду и легла спать. И уснула она так крепко, что даже не услышала, как открылась и закрылась дверь в ее комнату. Как рядом на кровать сел человек. Проснулась она от того, что ее кто-то бесцеремонно трогал, там, где еще никто не трогал. Открыв глаза, она увидела этого противного лысого мужика. От него несло перегаром, ехидная улыбочка и похоть в глазах. Авдотья испугалась не на шутку и начала звать на помощь. От чего получила звонкую пощечину, и лысый мужик сказал, что Степан Емельянович продал ее на ночь и если та будет кричать это будет только хуже. Авдотья поняла, что она может и не уйдет живой, если будет делать что-то против, ведь она крепостная, невольная, а они крепостные хуже скотины. Поэтому она закрыла глаза и провалилась своим сознанием куда-то далеко, пока этот лысый мужик творил с ней непотребные вещи. Закончив он потребовал, чтобы она его поблагодарила, она подчинилась, и он ушел. А у Авдотьи, после того как закрылась за ним дверь, все внутри начало гореть, да так что не было сил сдерживаться и она зарыдала во весь голос и выла. Потом она механически встала с кровати, на которой ее лишил невинности, стянула эту постыдную простынь, встала на кровать, перекинула простынь через балку на потолке, закрепила, смастерила петлю и встала на колени. Воздух моментально перестал поступать, но она не остановилась, руки стали сами по себе пытаться развязать петлю, но уже было поздно, она чувствовала, что из ее тела уходит жизнь. И тут в комнату открылась дверь. Забежал Степан Емельянович, он быстро разрезал простынь и вынул эту девку из петли. Когда она пришла в себя, сказал, что такова жизнь всех крепостных и если она хочет другого, то должна быть вольной и если еще раз попытается выкинуть что в этом роде, то он ее отправит на самые тяжелые работы, где люди умирают быстрее, чем от любой самой страшной хвори, а перед этим Авдотья еще и плетей получит.
С тех пор Авдотья боялась с ним ездить в город, особенно, когда дело касалось сделок по покупке или продаже крепостных. Но старик вроде бы больше не учинял ей таких происшествий. Наступила зима, она была лютая, и вот барин вновь приказал ехать в город для очередной сделки. Выехали они рано утром, ехали молча, а на полдороге Степан Емельянович вдруг сказал, чтобы Авдотья его больше не позорила, как в прошлый раз. И до нее дошел смысл сказанной фразы. Он снова ее захочет кому-то продать. И все ее естество взбунтовалось. Не Помня себя, она начала искать выход, думала сбежать, но куда побежишь в такие снега и мороз, начала оглядываться по сторонам и увидела забытый толстый дрын в санях. Схватила его, да как пару раз обрушила на голову старику, тот свалился в сани, а у нее внутри будто что-то прорвало, она все била и била. Остановилась только, когда уже старик не подавал признаков жизни.
За это ей грозила смерть. И она это осознала только сейчас, если несколько месяцев назад она хотела умереть, то вот теперь из-за него она этого не хотела.
А также Авдотья знала, что на дорогах много разбойников и постоянно случались нападения. Поэтому то они всегда ездили без сопровождения, как можно проще одетые и практически без видимого товара. Если товара было много, то их конечно сопровождали. Вот и сейчас они ехали одни без сопровождения. Авдотья вылезла из саней, распрягла лошадь и отправила ее куда подальше, на себе разорвала одежду, ударила себя по лицу несколько раз и вот в таком виде она пошла обратно в поместье. Пришла она уже когда была полночь. Все конечно переполошились, отправили людей осмотреть место, а ее выхаживали. Ведь барин не знал, что ее уже давно лишили невинности и поэтому очень жалел. Воротились люди барина и подтвердили, что все выглядит как нападение. С тех пор барин назначил Авдотью как приказчика. И теперь она заняла место Степана Емельяновича. Но в отличие от него она всегда все делала честно и не обманывала хозяина. А перед вступлением в должность она попросила у барина вольную. А барин поставил ей условие, что она 16 лет служит и потом отдает ей вольную.
И вот прошли 16 лет, Авдотья не обзавелась семьей, как рассчитывал барин, ни разу его не подвела и всегда была честна. Настал тот день, когда Авдотья стоя в своем видавшим виды платье, с постаревшим раньше времени лицом, с сединой, перед барином осмелилась просить обещанного, за это время Авдотья даже скопила нужную сумму на выкуп для себя. Она протянула барину мешочек с монетами гарантировавшие ей выкуп и спросила барина про обещание. Нехотя он сказал, что помнит, принял мешочек с деньгами и сказал, что завтра отдаст ей вольную грамоту. А на сегодня она все еще его приказчик и крепостная.
И Авдотья ушла дальше по делам окрыленная и уже мечтая, как она уедет из поместья, как она обретет свободу и возможно найдет свою семью или обзаведется своей. Так и прошел остаток дня в мечтах и радостном предвкушении. А на утро выяснилось, что барин ночью умер от остановки сердца. В наследство вступил его сын, который до этого обучался в Петербурге.
Прошло несколько дней с похорон барина и Авдотья решилась подойти к молодому барину, что испросить у него про свою вольную. Но молодой барин сказал, что не знает об этом ничего и указаний от батюшки не было, а поэтому верить крепостной не имеет право и не может. И выставил ей условие, что если она отработает прачкой еще 10 лет и даст выкуп в 20 рублей, то он выдаст ей вольную. Авдотья шла к себе в комнату в ужасном состоянии. Она собирала свои вещи и не помнила ничего. На середине сборов Авдотья решилась на то, чего ее лишил старик. Она взяла простыню и повесилась. Наверное в тот миг душа Авдотьи осозновала что теперь она свободна, свободна ото всего.
Следующий рассказ про старателей:
#крепостные #жизнь в деревне #прошлое #истории #барин