Проверяя свою кредитную историю, иногда в ней можно найти ошибку. Например, вы полностью погасили кредит, а он значится непогашенным. Как в этом случае оспорить запись?
Все, что требуется по закону
Закон «О кредитных историях» дает заемщику право оспорить информацию, записанную в его кредитной истории, полностью или частично. Сделать это можно, подав в бюро кредитных историй (БКИ), где хранится ваша кредитная история, заявление о внесении изменений или дополнений.
Бюро в течение 30 дней обязано провести дополнительную проверку информации, входящей в состав кредитной истории. Для этого делается запрос в адрес источника формирования кредитной истории. На время проведения проверки в кредитной истории делается соответствующая пометка, чтобы пользователи знали о возможных разногласиях.
После запроса банк обязан в течение 14 дней письменно подтвердить бюро достоверность ранее переданных данных – или признать наличие ошибки и исправить ее.
Как оспорить кредитную историю: пошаговая инструкция
Шаг первый. Подача заявления.
Исправление кредитной истории начинается с официального запроса. Вам потребуется написать заявление и перечислить все недостоверные данные, которые вы требуете изменить.
Отправить запрос в бюро кредитных историй можно двумя способами. Первый - по почте. Для этого необходимо заполнить форму запроса – она есть на сайте бюро, где хранится ваша кредитная история. Например, на сайте Национального бюро кредитных историй. Затем ставите подпись и дату на заполненном запросе и отправляете его по указанном на сайте бюро почтовому адресу. Также можно доставит запрос лично в подразделение по работе с физлицами.
Шаг второй. Запрос от бюро кредитных историй в банк или МФО, откуда поступила оспариваемая заемщиком информация.
По вашему заявлению Бюро кредитных историй обращается к источнику формирования кредитной истории, передавшему оспариваемые данные- банку или микрофинансовой организации. Бюро просит банк или МФО проверить правильность информации. Только доскональная проверка поможет найти ошибки и неточности и исправить кредитную историю.
Шаг третий. Письмо от бюро кредитных историй заемщику о результатах проверки.
По результату такой проверки после получения официального письменного ответа БКИ направляет в адрес оспаривающего кредитную историю заемщика официальное письмо. В нем заемщику сообщается о результатах проверки.
То есть - согласилась ли финансовая организация с претензиями о недостоверности информации в кредитной истории или отвергла их. Сами бюро кредитных историй достоверность информации в конкретных кредитных историях не проверяют.
Шаг четвертый. Оспаривание результатов проверки заемщиком в суде.
Это происходит, если банк и заемщик разошлись в оценке достоверности оспариваемой информации в кредитной истории. В таком случае вы имеете право потребовать исправления кредитной истории через суд. Образцы исковых заявлений в суд также можно найти на сайте Национального бюро кредитных историй.
В этом случае ответчиком в суде выступит банк, кредитный кооператив или микрофинансовая организация, которые внесли в кредитную историю оспариваемые вами данные.
Если вы не знаете, в какой бюро хранится ваша кредитная история, узнать это можно, сделав запрос в Центральный каталог кредитных историй Банка России через Госуслуги.
Необходимость регулярных проверок – гарантия финансовой безопасности
Ошибки в кредитной истории случаются довольно редко, но исключать полностью их нельзя. Причины могут быть самыми разными – человеческий фактор, технический сбой, программная ошибка и даже злонамеренные действия мошенников.
Только регулярные проверки субъектами своих кредитных историй может дать гарантию защиты от неверной записи. Именно для этого закон дает возможность заемщикам дважды в год бесплатно запрашивать и проверять правильность записей.