Привлечение добровольцев к участию в военных действиях или добровольных финансовых пожертвований было обычной практикой в султанате мамлюков.
Например, в 1418 г. султан ал-Му’аййад Шайх (1412–1421) собрал совет главных кади и халифа, чтобы решить вопрос о правомерности с точки зрения мусульманского права войны против правителя тюрко-огузского государства Кара-Коюнлу, который начал наступление на северные границы султаната в Сирии. Соответствующая разрешительная фетва была вынесена, был объявлен призыв участвовать в войне лично или оказать финансовую поддержку в снаряжении войска. В 1443 г. против родосских рыцарей-иоаннитов участвовали добровольцы из числа факихов и улемов.
Их вклад в общее дело с военной точки зрения, скорее всего, был невелик, но в моральном отношении их участие в сражениях воодушевляло остальных
воинов, а их гибель рассматривалась как духовный подвиг, достойный подражания.
Позиция первого черкесского султана аз-Захира Баркука (1382–1389) по вопросу о войне проявляется в его послании к ‘Ала ад-Дину (ум. в 1397/1398 г.), правителю области Караман, занимавшей центральное место в системе защиты сирийских рубежей мамлюкской империи. Ссылаясь на Коран
и cунну, Баркук указывает ‘Ала ад-Дину на важность сохранения мира между мусульманами и недопустимость привлечения немусульман для войны против своих собратьев по вере. Баркук не без оснований обвинял османов в том, что они ведут на земли dār a l-islām войска, в составе которых немало христиан.
Этот аргумент, впервые высказанный в письмах Баркука, в дальнейшем стал главным, хотя и малоэффективным оружием мамлюков в идеологической борьбе с османами.
#адыги #черкесы #адыгэ #черкес #кавказ #мамлюки #египет