17 сентября стартовало голосование на выборах глав регионов и депутатов в Государственную Думу восьмого созыва и в законодательные собрания субъектов РФ. Голосование продлится до 19 сентября.
Доктор политических наук, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой конфликтологии отделения социально-политических наук Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета Андрей Большаков рассказал о том, как устроена современная система выборов в России, а также почему за электронным голосованием будущее.
— Существуют две системы выборов — мажоритарная и пропорциональная. В чем разница между ними и какая на данный момент действует в России?
— В России сейчас действует смешанная система. Государственная Дума как нижняя палата российского парламента состоит из 450 депутатов. Из них 225 человек избираются по партийному списку — по пропорциональной системе. Вторая половина избирается по одномандатным округам — это система мажоритарная.
При проведении выборов по пропорциональной системе мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов (партии). Система применяется, как правило, на выборах в представительные органы, то есть в парламенты, в том числе регионального уровня и Законодательное собрание.
Важным моментом является то, как рассчитывается количество мандатов. Есть разные способы. Российский способ — это когда определяется избирательная квота: общее количество голосов делится на 225 мест.
Пропорциональная система всегда предполагает заградительный барьер, он разный в разных странах в зависимости от законодательства . В РФ он сейчас составляет 5%. Нужен он для того, чтобы Госдума не «разлеталась» на 10-20 политических партий.
Теперь перейдем к мажоритарной системе. Здесь избранными считаются депутаты, за которых проголосовало большинство в их избирательном округе. Выделяют две разновидности мажоритарной системы: одна — это мажоритарная система абсолютного большинства, то есть 50% + 1 голос (по ней избирается Президент). Но нас сейчас интересует Государственная Дума, здесь депутаты избираются по мажоритарной системе относительного большинства. Кандидату достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из конкурентов.
— Почему в России сформировалась смешанная система?
— Здесь надо вспомнить 1993 год и то, что эта система была сформирована с появлением новой российской Конституции. С чем это связано? Россия — большая страна, нужно представление не только всех субъектов РФ, но и всех муниципальных образований и территорий, поэтому без одномандатных выборов не обойтись. При этом в 1993 году Россия только-только входила в многопартийную систему, потому что до этого долгие годы существовала монополия КПСС. Многопартийную систему надо было развивать, поэтому стали внедрять пропорциональную систему. В 2007 и 2011 году в связи с реформой политической системы выборы проходили только по пропорциональной системе, тогда избирательный барьер увеличивался до 7%. За счет этого создали ту систему, которая у нас есть сегодня, она четырехпартийная. Это говорит об определенной стабильности, эти партии проходят в Госдуму, остальные не особо волнуют большинство избирателей.
В 2016 году было принято решение, что партийная система сформировалась, необходимо вернуться обратно к одномандатным округам, и уже с 2016 года применяют смешанную систему. На мой взгляд, она и отвечает внутреннему устройству России, и служит исполнению всех интересов: как партийных, так и просто избирателей, живущих в разных частях России.
— Кто такие самовыдвиженцы, почему они не создают своих партий?
— Здесь играют на интересах избирателей. Когда представленный партийный список избирателей не устраивает, но мы знаем, что есть люди в стране, которые говорят: «Да, представили 14 партий, но голосовать-то не за кого». Но при этом им важно, чтобы их интересы представляли Петров, Иванов и пр., потому что он представляет экологическую программу того или иного региона или даже муниципалитета. Эти люди могут сформировать какую-то программу, которая отличается от партийного спектра. Это дополнение к тем возможностям, которые имеет каждый избиратель. Поэтому наличие самовыдвиженцев само по себе неплохо.
Бывает такое, что самовыдвиженцы, попав в Государственную Думу, примыкают к партийным фракциям.
— Это же не совсем правильно по отношению к его избирателям?
— Самовыдвиженцы это объясняют тем, что, если они будут выдвигать какую-то инициативу самостоятельно, они ничего не добьются, а если примкнут к большинству, у них больше шансов на успех.
— В 1989 году было 2250 депутатов, сейчас их 450. Связано ли это только с тем, что теперь мы стали другой страной?
— В 1989 году по переписи численность населения в СССР составляла 248 миллионов человек, то есть это примерно в полтора раза больше, чем сейчас в России. Мы должны иметь тот парламент, который будет действовать в 146-миллионном государстве. Когда создавали парламент и создали нижнюю палату из 450 депутатов, многие эксперты говорили, что можно их число сократить.
Но тридцатилетняя практика показала, что система адекватна размерам нашей страны. На мой взгляд, ее менять не нужно, в том числе и в сторону уменьшения. Но я не могу поддержать обывательскую точку зрения, что парламент — это говорильня, он ничего не решает. Законы-то он принимает? Принимает. Представительскую функцию осуществляет? Осуществляет. В прошлом году было передано больше полномочий парламенту, теперь парламент больше контролирует правительство, это важно в том числе и для рядового гражданина.
— В России набирает обороты электронное голосование. Почему оно не так популярно на Западе?
— Я бы несколько аспектов выделил. В первую очередь, за электронным голосованием все-таки будущее. Цифровизацию и развитие технологий не остановить. Хотим мы или не хотим, рано или поздно мы перейдем на электронную форму голосования.
При этом мы должны понимать, что пока электронное голосование несовершенно. Да, это удобно и для избирателя, не нужно идти на избирательный участок своими ногами. Если вы научились нажимать на несколько кнопок, то электронное голосование — это безусловное благо.
Но можно посмотреть на опыт других стран, которые начали экспериментировать с электронными выборами раньше нас, но пока не внедрили. Дело в том, что люди в большинстве своем консервативны и не доверяют электронным системам. Например, часто эксперты говорят, что система выборщиков в США уже давно устарела. Выборщиков может быть по голосам больше за одного кандидата, а избиратели в большинстве своем голосуют за другого. Но американцы говорят, этой системе 200 лет, это залог нашей демократии, мы ее оставим. Кроме того, есть опасения, что в случае с электронным голосованием не будет соблюдаться его тайна внутри одной семьи. Например, член одной семьи может повлиять на выбор другого, если голосование проходит дома у компьютера.
Но, как я уже сказал ранее, от цифровизации никуда не деться. Десять лет назад нам говорили, что телевидение уйдет на второй план, все будут в интернете. Многие не верили, но мы видим сегодняшнюю реальность. Точно так же будет с электронным голосованием. На больших пространствах, как наша страна, его внедрять сложнее, мы будем запаздывать. Но в любом случае за ним будущее.