Как часто можно услышать такую фразу от вокалиста? Очень часто. К большому сожалению.
Читая статьи на канале Учитель гармонии, я часто вспоминаю своё обучение на музыкальном факультете МПГУ и слова прекрасного педагога и методиста Эдуарда Борисовича Абдуллина: "Никто не гарантирует, что после окончания факультета вы будете работать именно по своей основной специльности. Вам даётся возможность одинаково глубоко изучать сольфеджио, гармонию, историю музыки, заниматься вокалом и играть на фортепиано. Если вы вокалист, а места вокалиста вам предложить не могут, но есть место педагога сольфеджио - ваше образование позволит его занять. Мы готовим универсальных музыкантов, только должно быть желание изучать все дисциплины".
Насколько же он был прав! Я предавала вокал - свою специальность, а также сольфеджио и фортепиано. И мне было интересно это, потому что было интересно учиться. Если бы нужен был преподаватель истории музыки - я смогла бы и это. И могу сейчас. Потому что изучала всё, что мне предлагал факультет.
Но было много таких, кто говорил: "я пою, мне это фортепиано вообще не надо!". А мне было надо. И я могу не только преподавать вокал, но и аккомпанировать своим ученикам на концертах - что я и делала.
И уж совершенно не могу понять тех, кто утверждает, что ему для пения не нужно сольфеджио. Да пение - это то же сольфеджио, только со словами и в более широком диапазоне. Надо транспонировать народную песню? Сольфеджио! Распеться самостоятельно? Гармония + фортепиано. Понять, о чём произведение и как его исполнять? История музыки в помощь.
Все музыкальные дисциплины прочно взаимосвязаны. Нельзя изучать только один лишь вокал, или только лишь играть на фортепиано. Эти занятия - для наработки техники. Для придания исполняемым произведениям смысла и праивльного их исполнения нужно разбираться в теоретических музыкальных дисциплинах хотя юы на базовом уровне. А для преподавания исполнительских дисциплин тем более нужно уметь ориентироваться в теории и истории музыки. Техника без смысла - ничто.
Как-то на уроке фортепиано, на следующий день после концерта в доме музыки молодого пианиста, где мы были вместе с моим преподавателем фортепиано, он мне сказал: "Вы играете как вчерашний пианист - сплошная техника без смысла". Это можно было бы счесть за комплимент, но вторая часть фразы говорит, что это далеко не так.
Так что если Вы хотите петь или играть на инструменте так, чтобы Вас хотелось слушать ещё и ещё, не забывайте о том, что способствовало созданию Вашего репертуара - о теоретических музыкальных дисциплинах и истории музыки.
Спасибо, что читаете мой канал! До новых историй и уроков!
P.S. Давно собираюсь записать видео с транспортированием, с объяснением, зачем оно нужно и как происходит. Так что ждите!