Каждая новая предвыборная кампания в нашей стране выглядит еще более странно по сравнению с предыдущей. Полтора года назад страна голосовала на пеньках, детских площадках и капотах автомобилей, а на сентябрьских выборах в Госдуму столкнется с самой настоящей армией клонов. К счастью или нет, но речь не о штурмовиках из киноэпопеи «Звездные войны» – клоны у кандидатов в депутаты отнюдь не фантастические.
Впрочем, все новое – хорошо забытое старое. «Клонировать» кандидатов начали еще на заре российской «демократии»: в 90-х годах нет-нет, да и появлялись в избирательных бюллетенях люди с одинаковыми фамилиями, именами и даже отчествами. Но что взять с эпохи, когда и «Партия любителей пива» вполне успешно вела свою агитацию. Сейчас-то, казалось бы, к выборам относятся со всей серьезностью – участки охраняют, оппозиционную агитацию уничтожают, каждую запятую проверяют, и даже эпидемия не может стать помехой волеизъявлению граждан. Вот только методы у власти все те же. Но что поделать – привычка обманывать, юлить и подтасовывать у наших «власть имущих» осталась с тех самых лихих 90-х. Жулики так и остались жуликами.
И все же – грядущие выборы будут, наверное, самыми богатыми на «клонированных» кандидатов. Чего стоит только питерская история про кандидата от партии «Яблоко» – там некие «самовыдвиженцы» не только сменили внешность, прическу и отрастили такую же бороду, как у «оригинала», но еще и переименовались накануне выборов. Теперь избирателям второго одномандатного округа в Санкт-Петербурге придется столкнуться сразу с тремя Борисами Вишневскими, которые еще и похожу друг на друга как три капли воды. «Настоящий» кандидат, конечно, негодовал, но что делать – «клонов» из избирательного списка не исключить. Увы, заявления ЦИК о готовности бороться с технологией использования кандидатов-двойников в ходе избирательных кампаний не более, чем популизм. Реальных механизмов, позволяющих снять с выборов кандидатов-«дублеров» попросту не существует. Закон тут полностью на стороне «копий»: свобода есть свобода, никто не может запретить человеку менять имя, фамилию, внешность и предоставлять в избирком те фотографии, которые ему нравятся.
Но пока «яблочники» недоумевают, что делать с внезапно появившимися «клонами», КПРФ борется с ними практически на каждых выборах. В этом году против коммунистов идут более 20 тезок в разных округах. Конечно же, «клоны» появились у самых сильных и влиятельных кандидатов. К примеру, в республике Марий Эл внезапно объявился еще один Иван Иванович Казанков, полный тезка другого Казанкова, известного в регионе хозяйственника. Настоящего Ивана Ивановича в республике знают все – именно он сохранил совхоз «Звениговский», создал крепкое и развитое предприятие, продукция которого занимала призовые места на международных конкурсах (в 2016 году совхоз получил 25 золотых, 6 серебряных и 2 бронзовых медали на международной выставке мясной промышленности во Франкфурте-на-Майне). Но на грядущих выборах в избирательном бюллетене окажется другой Иван Иванович Казанков, который не имеет никакого отношения ни к коммунистам, ни к совхозу «Звениговский». Более того – он не прописан в республике Марий Эл и не имеет о ней и ее проблемах никакого представления. Единственная задача этого кандидата – запутать избирателей и отвлечь внимание от настоящего Казанкова и его сына, Сергея Казанкова, представляющего интерес республики в Госдуме текущего созыва.
Однако кандидатами-спойлерами политтехнологи не ограничиваются. Целая война развернулась вокруг интернет-портала «Умное голосование». Если оставить за скобками неоднозначную личность основателя портала, господина Навального, то сама инициатива была вполне неплохой – сайт «Умного голосования» позволял сплотиться оппозиционно настроенным людям и согласовать свои действия. Но и этот сайт, вслед за Фондом борьбы с коррупцией (признан в России экстремистской организацией и внесён в реестр иноагентов), попал под запрет Роскомнадзора. Оказалось, что «Умное голосование» является товарным знаком, причем не кого-нибудь, а предприятия с престижным названием «Вулинтертрейд». Занимается компания тем, что стрижет овец. В самом прямом смысле: «вул» означает «шерсть», а предприятие занимается переработкой и продажей овечьей шерсти. Остается непонятным только то, кому и зачем в «Вулинтертрейде» могло потребоваться «Умное голосование» – формально в компании работают всего два человека, остальные «сотрудники» четвероноги и блеют. Разве что сами овцы решили провести выборы. И тем не менее факт остается фактом – в июле 2021 года «Вулинтертрейд» получила права на логотип и товарный знак. Поразительно, что заявка крохотной ставропольской компании была рассмотрена и одобрена всего за месяц, хотя обычно бюрократическая волокита длится не менее полугода. Даже ускоренная процедура занимает около двух месяцев, но тут, по всей видимости, представители Роспатента не устояли перед пасторальной идиллией овечьей компании и сделали исключение. Вслед за блокировкой сайта «Умного голосования» последовало предписание Арбитражного суда города Москвы запретить компаниям «Яндекс» и Google выдавать это словосочетание в поиске. Но после голосующих овец такому повороту событий даже и не удивляешься.
Не приходится удивляться и традиционным уже «мертвым душам» – некоторые граждане обнаруживают в списках избирателей своих давно умерших родственников. И то ли информация до избиркомов доходит спустя месяцы, то ли день выборов совпадет с Судным днем, и мертвые тоже явятся на участки. Опасаясь последнего, вероятно, ЦИК отказался от общедоступных трансляций с избирательных участков. Посмотреть на процесс голосования смогут только представители избиркомов, партий и сами кандидаты, а обычным гражданам трансляции будут доступны исключительно в центрах наблюдения при общественных палатах регионов. Сам ЦИК объясняет это тем, что выделенного финансирования на трансляцию всех трех дней голосования просто не хватает. Как не хватает денег, очевидно, государственному Центру развития туризма Московской области: вместо того, чтобы возить школьников на экскурсии, автобус Центра колесит по району Печатники с огромной рекламой кандидата от «Единой России».
Вот только как ни крути – предвыборный цирк выглядит весьма удручающе, несмотря на все ухищрения его организаторов. Ни парад клонов, ни овечки с «Умным голосованием» его не спасают. Потому что главное в выборах – избиратели. И то, каким они видят свою будущее. Пока что с пониманием такой прописной истины у организаторов избирательного процесса как-то печально.
Анастасия Лёшкина
Новый 505 номер: https://msk.kprf.ru/2021/09/14/168067/
ВК: https://vk.com/pravdamoskvy
Одноклассники: https://ok.ru/group/66497249411109
Facebook: https://www.facebook.com/pravda.msk
Telegram: https://t.me/pravdamos
Скорее подписывайтесь и расскажите друзьям и соседям!
СМИ созданное Московским городским комитетом #КПРФ для трудящихся!