Средний ресурс автомобильного аккумулятора – 5 лет. При регулярном обслуживании батарея может прослужить до 10 лет, а в тяжелых условиях эксплуатации и без должного внимания выйти из строя уже через пару лет. Почему это происходит и что нужно делать, чтобы АКБ служил как можно дольше и не подвел в ответственный момент – читайте ниже.
Движение – жизнь. Во время простоя автомобиля батарея постепенно теряет свой заряд, питая охранную систему, работающий в парковочном режиме видеорегистратор, ЭБУ и других постоянных потребителей. Потеря емкости также происходит в результате саморазряда, причем наиболее активно этот процесс идет зимой. Особенно критично значительное падение уровня заряда и напряжения для кальциевых аккумуляторов, которые при этом необратимо теряют емкость. Во время движения АКБ заряжается генератором, но для полного восстановления ей требуется несколько часов, а каждый запуск двигателя вновь снижает заряд. Идеальный режим для батареи – минимальное количество запусков в сочетании с продолжительной поездкой. Худший вариант – простой в несколько дней подряд и короткие поездки на расстояние до 10 км с частыми повторными запусками мотора. Если автомобиль используется изредка, а пробеги небольшие, необходима регулярная подзарядка зарядным устройством, иначе батарея умрет очень быстро.
Доверяй, но проверяй. Показания датчиков напряжения в бортовой сети, отображаемые на приборной панели, не всегда точны. Лучший способ узнать о состоянии батареи – замерять плотность электролита. Однако в большинстве современных моделей стоят необслуживаемые АКБ, в которых такая возможность отсутствует. Косвенно узнать о состоянии их здоровья можно по напряжению с помощью обычного вольтметра. Падение напряжения ниже 12,5 спустя 12 часов после последней поездки признак того, что аккумулятору как минимум требуется подзарядка. Точнее состояние здоровья аккумулятора можно оценить с помощью специального тестера АКБ на СТО – он покажет не только напряжение под нагрузкой, но и фактический пусковой ток – именно этот параметр определяет способность запуска двигателя стартером. Если пусковой ток ниже заявленного более чем на 50% – батарея уже требует замены.
Чистота – залог здоровья. Следить за чистотой корпуса и клемм АКБ нужно не только из соображений эстетики. При осаждении паров электролита на их поверхности между положительной и отрицательной клеммами начинает протекать ток, в результате чего процесс разряда батареи ускоряется. Очистить поверхность можно при помощи 15-процентного раствора пищевой соды – он нейтрализует серную кислоту, после чего промыть корпус водой и протереть насухо. Если хотите, чтобы аккумулятор автомобиля служил долго, не допускайте замасливания или образования ржавчины на клеммах, ослабления крепежа. Нарушение контакта приводит к ухудшению зарядки АКБ.
На зарядку становись. Регулярная зарядка аккумулятора при помощи зарядного устройства необходима в режиме эксплуатации с короткими поездками на небольшие расстояния. В этом случае желательно проводить её 1–2 раза в год. Также не помешает зарядить батарею, после длительного (более недели) простоя, особенно в холодное время года. Заряжать можно и нужно как обслуживаемые, так и необслуживаемые АКБ. Режим и параметры зарядки определяются в зависимости от типа и емкости аккумулятора. Стандартная рекомендация для всех батарей: зарядка с постоянным напряжением 14,4 В током не более 10% от номинальной емкости (например, 6 А для АКБ 60Ач). Это позволит восстановить заряд без интенсивного электролиза и газообразования, которое может стать причиной падения уровня электролита. В обслуживаемых батареях процесс электролиза начинается раньше, поэтому они в большей степени склонны к «выкипанию» электролита. Зато его уровень можно легко восстановить, долив дистиллированной воды в банки. Процесс заряда считается законченным, когда плотность электролита во всех отсеках достигнет 1,27 г/см. В необслуживаемых аккумуляторах критерием полного заряда является сохранение напряжения на клеммах не подключенной АКБ не менее 12,7 В течение суток с момента отключения зарядного устройства.
Причинами падения заряда и быстрого выхода из строя аккумулятора может быть не только его неправильная эксплуатация, но и неисправность генератора или электропроводки. Если напряжение новой или недавно заряженная батареи быстро падает после её установки на автомобиль, необходимо проверить напряжение на клеммах при заеденном и прогретом двигателе. В норме оно должно быть в пределах 13,9–14,4 В. Также не помещает измерить ток потребления в режиме покоя – для этого тестер в режиме амперметра подключают в разрыв между отсоединенной положительной или отрицательной клеммой и соответствующим выводом аккумулятора. Нормальный ток потребления в режиме покоя – не более 50 мА.