Важным атрибутом любой старой русской деревни - многообразие деревянной резьбы на фасадах дома. Иной раз хочется разглядывать избу, как произведение искусства: кружевные наличники, богатые подзоры, деревянные украшения конька дома. Такая тонкая работа известна издавна, но разве была нужда в таком сложном украшении?
Вкус наших предков (как бы нас ни хотели переубедить) был прекрасен, ручной труд ценился, а разнообразие верований находило отношение во внешнем виде жилищ. И любую практичную вещь они стремились сделать не только нарядной, но и оберегающей.
Резные наличники закрывали крохотный зазор между врезанным окном и стенкой. А затейливые украшения хранили обитателей от норовящих заскочить внутрь злых духов. Мир вокруг был неведом и суров, оттого нельзя было пренебрегать таким культовым обрядом. Узнать, какие символы издревле размещали на полотнах наличников мы уже не сможем наверняка: дерево не очень долговечный материал, и самым старым сохранившимся наличникам едва ли двести лет, но проблема не только в этом. Дело ещё и в том, что важность этого элемента архитектуры долгое время не признавали и не хотели изучать деревянное кружево. Сейчас же, при наличии множества фотографий и образцов, можно с интересом проследить, как разнится деревянный узор от губернии к губернии, отличаются фронтоны домов севера и юга нашей страны.
В архивах можно найти, что на створках ворот вырезали диких животных, сцены сражений, буйство стихий природы. А конёк крыши получил своё название из-за того, что мастерство устройства крыши в древности подразумевало наличие торчащей балки, “охлупеня”, скреплявшего половинки скатов, который принято было украшать фигурой птицы или коня.
Фронтон дома назывался “челом”, потому резные доски, обрамлявшие его торцы от гниения, величались “причелинами”. А спускавшиеся вниз детали, закрывавшие торцы брёвен от дождя, назывались “полотенца”.
До середины XIX века украшения изготавливались специальными долотами резьба была “глухая”, она требовала виртуозного владения инструментом. Затем распространилась пропильная резьба и закрепила за собой характер “шаблонной”, “пошлой”. Науки о зодчестве как таковой тогда не существовало и оттого случился такой разрыв в изучении орнаментов домов. Выделить сейчас можно несколько видов:
- растительный орнамент;
- изображения солнца;
- изображения воды;
- изображения земли;
- сказочные существа.
Сейчас мало кто верит в магическую силу деревянных украшений, но я точно знаю: раз информация о них дошла из глубины веков до нашего времени - стало быть, не могут они не быть волшебными.
Источники:
Журнал “Призыв” Ольга Ефремова “Обереги, которые надо беречь”
Сайт nalicniki.com