Десятый альбом Канье Уэста звучит сыро и нуждается в редактуре, но ближе к финалу все же демонстрирует неоспоримый талант своего создателя.
Как и многие проекты Канье Уэста после «колледжской» трилогии (College Dropout, Late Registration, Graduation), Donda рождался на глазах слушателей. Это было захватывающее зрелище: у проекта было три презентации, причем каждая оказывалась масштабнее предыдущей. В первой артист cсылался на «Акиру» и буквально носился по сцене стадиона в Атланте под сырые, грубые и на тот момент немногочисленные демки. После этого Канье прописался в стенах спортивного сооружения, откуда в прямом эфире транслировал процесс записи и сведения лонгплея, а также принимал гостей и тягал гантели. К финалу второй Уэст вознесся к небесам, а к концу третьей сжег себя в копии родительского дома на стадионе в Чикаго. Все это происходило под постоянно перестраивающийся альбом: порядок треков менялся, к старым композициям добавлялись новые, а гостевые куплеты появлялись и исчезали.
Полтора месяца, на протяжении которых Donda «вызревал» у всех на глазах, запомнятся как один из знаковых моментов в карьере Канье Уэста.
Альбом мог вообще не выйти, и вряд ли этому кто-то бы удивился. В последние годы создавалось впечатление, что музыка перестает быть для Уэста самоцелью и все чаще становится инфоповодом или саундтреком для презентаций новой одежды. Казалось, анонсы новых проектов для него гораздо интереснее, чем сами проекты, не говоря уже о доведении материала до слушателей в относительно завершенном виде. За последние семь лет на полку легли So Help Me God, Turbo Grafix 16, Love Everyone, Yandhi и Jesus is King II. Пластинки, которые все же добирались до слушателей, были обрывистыми, хаотичными и неотесанными. Иногда это играло им на руку, как в случае с поздним шедевром The Life of Pablo, который менялся уже после выгрузки на стриминговые сервисы. Но чаще это вызывало недоумение, как в случае с сырым Jesus is King.
Десятая пластинка Уэста наследует многое от этих альбомов. В увенчанном простой черной обложкой Donda полно выпирающих элементов, которые буквально кричат, чтобы их исправили или вовсе убрали. Но в то же время в нем есть моменты трансцендентной мощи и красоты.
Первое, что бросается в глаза при прослушивании новой пластинки Канье — это ее скелетоподобный звук. Для альбома, о работе над которым было заявлено более года назад и в выходных данных которого указаны более 160 человек (!), Donda по большей части звучит бедно и однообразно. Уэст прибегает к знакомой палитре: индустриальный скрежет времен Yeezus, фирменный дисторшн продюсера Майка Дина, красочные соул- и госпел-сэмплы. Звук Канье ни с чем не спутать, хотя за свою карьеру артист не раз радикально его менял. Однако в Donda узнаваемые звуки и тона раскиданы по битам словно «войстеги». Кажется, будто их единственная функция — обозначить принадлежность треков к музыкальному бренду Уэста. Биты сложно назвать минималистичными — они разбросаны по звуковому холсту неаккуратными мазками монотонных органных лупов и мясистых ударов драм-машины. При этом за каждым треком стоит как минимум шесть продюсеров — совершенно непонятно, над чем работала такая команда.
Donda очень медленно набирает обороты. Кажется, что практически все треки с первого по десятый идут дольше положенного. Помимо быстро приедающихся битов причиной этого стали проходные куплеты. Почти все пластинки Уэста со времен My Beautiful Dark Twisted Fantasy воспринимаются как выставка передового коммерческого рэпа. Если смотреть на первую половину Donda с этой точки зрения, закрадываются подозрения, что дела в коммерческом рэпе обстоят довольно уныло. JAY-Z выступает в триумфально открывающей лонгплей «Jail» с самым бесформенным флоу из возможных, на грани пародийного спокен-ворда. Звучащая как ауттейк с Yeezus «God Breathed» с совершенно непримечательной партией Vory построена на заупокойном хорале. Он звучит три с половиной минуты и не заканчивается даже когда все артисты замолкают. Смертельная вечность — такое впечатление производит Donda с первого прослушивания.
Впервые настроение альбома меняется с поминального на боевое в «Off the Grid», похожей на дрилл-версию памятного бэнгера «Mercy». Но из четырех куплетов энергия есть только в одном — от нью-йоркского артиста Fivio Foreign (и это лучший куплет в его карьере). Playboi Carti, в свою очередь, предсказуемо выдаёт отрывистые строчки и эдлибы.
Канье читает много и разными флоу, но часто откровенно льет воду и заполняет пространство. Артист лишь изредка выдает остроумные и запоминающиеся строчки вроде уже ставшей крылатой «’Cause a black man never share his rib». Но многие вокальные дубли можно было записать значительно лучше. Самый активный «фитовальщик» этого года Lil Baby ничем не запоминается в «Hurricane» и как будто мешает эффектному выходу The Weeknd. Переход на автотюновый фальцет от Baby Keem в «Praise God» только раздражает, а без Lil Durk в «Jonah» и Lil Yachty в «Ok ok» спокойно можно было обойтись и сэкономить массу времени.
В Donda много людей и голосов, но из-за этого альбом звучит скомкано и хаотично. В треках задействовано очень много рэперов, в тегах на стриминговых сервисах они не прописаны, их флоу сложно отличить, а куплеты едва ли можно назвать объединенными общей идеей. Такие утомительные богослужения не приближают к свету, а наоборот рождают темные мысли.
Спустя 35 минут в альбоме начинает проблескивать свет.
Начиная с «Believe What I Say» в Donda начинает проблескивать свет. Сэмпл Лорин Хилл задает мелодичный тон и долгожданный грув, Канье выдыхает и слегка расслабляется — пластинка наконец-то уходит от тревожных трэп-экспромтов. После мрака десяти первых треков чистый госпел от Sunday Service в «24» кажется манной небесной. «Keep My Spirit Alive» с качающим битом, меланхоличным и обнадеживающим хуком и бойкими куплетами от участников Griselda становится долгожданной инъекцией хип-хопа, которого так не хватает альбому.
Эту энергию подхватывает 9-минутный «Jesus Lord» с отличным гостевым куплетом Jay Electronica и сторителлингом от самого Уэста. Трек с ангельскими напевами вводит в транс и наполняет сердце светом, а завершается пронзительным монологом сына гангстера Ларри Гувера (осужденного на шесть пожизненных сроков). Здесь Канье впервые со времен «Ultralight Beam» удалось сделать что-то по-настоящему сильное в христианском рэпе.
Но лучшее впереди. «Lord I Need You» — вдохновенное и нежное признание Уэста в любви к Ким Кардашьян. Это не только редкое для его современного творчества сочинение, но и одно из самых удачных. Сложно не поддаться чувствам, когда Канье начинает петь высоким голосом. К тому же здесь он обходится без лишних гостей: после десятков неотличимых куплетов от проносящихся на Donda рэперов этот ход звучит свежо.
«Come to Life» — еще один трек без приглашенных гостей. Триумфальный пафосный госпел с рассыпающимися фортепианными арпеджио звучит как лебединая песня артиста. Канье с надрывом и прямотой описывает, как его разрывают чувства к бывшей супруге, и признается, что иногда мечтает о другой жизни. Это жесты по-настоящему большого поэта и художника, который отдает всего себя на суд слушателя.
«Come to Life» — это Канье на предельно оголенных эмоциях и одна из самых потрясающих песен в его дискографии.
«Jesus Lord», «Lord I Need You» и «Come to Life» пробиваются лучами света в темном царстве под названием Donda. Их окружают аскетичные и довольно проходные бэнгеры (вроде совместной с Крисом Брауном «New Again» или «Pure Souls» с куплетом Roddy Ricch), а также интерлюдии с голосами умерших. Здесь можно услышать мать Уэста, скорби по которой посвящен альбом, и первую большую звезду бруклин-дрилла Pop Smoke — в вызывающем вопросы и жутко странном «Tell the Vision». И если до знакомства с последним у вас еще могли быть сомнения, что Donda соткан из обрывков незаконченных идей, то после их точно не останется.
Основную часть альбома закрывает «No Child Left Behind» — трогательное аутро, премьера которого состоялась еще в июле в рекламе наушников Beats с участием бегуньи Ша'Карри Ричардсон. «Он творил со мной чудеса», — нежными интонациями выводит под раскаты эмбиентных синтезаторов Уэст, завершая Donda на высокой ноте.
Дальше слушателей ждут «бонусы»: четыре композиции из основного треклиста получили альтернативные версии. Наибольший интерес представляет первая — «Jail pt 2». Трек был недоступен в первые сутки после релиза, в нем отметились опальные скандалисты Marilyn Manson и Da Baby. Один впал в немилость общества после того, как в его адрес прозвучали многочисленные обвинения в сексуальном насилии. Второй отметился гомофобными высказываниями на одном из летних концертов. Но если шок-рокер Marilyn Manson выступает лишь как бэк-вокалист (и едва ли кто-то идентифицирует его голос без подсказки), то Da Baby выдает заряженный и энергичный куплет, который вряд ли тянет на раскаяние. Рэпер сетует, что его выкинули «как мусор» и заявляет, что «вычищает свою лужайку от змей» и «готовится к войне». Широкий жест, которым Уэст приглашает к работе над альбомом отверженных артистов, заслуживает внимания и уважения. Интересно, что Канье не требует от них покаяния, а лишь предоставляет площадку для высказывания. По христианской логике за грехи с них спросит Господь, нам же следует понять и простить.
Десятый лонгплей Канье Уэста — его первая большая работа со времен The Life of Pablo. Последующие сольные проекты были короткими и разочаровывающими. На фоне непробиваемо великой дискографии Канье 2004-2016 годов записанные будто на скорую руку 20-минутные ye (2019) и Jesus is King (2020) слушались довольно печально.C Donda Уэст наконец-то возвращается к крупному формату, но создает удлиненную версию своих не самых удачных работ — импульсивных и мечущихся, сочетающих хорошие композиции и грубые наброски. И все же среди схематичных битов, обрывков мелодий и непримечательных куплетов находится место для вещей, которые напоминают о бесспорном таланте Канье Уэста. Более того, это одни из лучших вещей, которые он когда-либо создавал.
Рейтинг Karmapolitan - 6